Человек-Эрмитаж решил рассказать о выставках современного искусства, которые так или иначе затрагивали тему религии и были запрещены в России. Современное искусство я считаю неоднородным по своей сущности, но тяготеющим к концептуализму, то есть на первый план выходит не художественный образ, а подтекст, который старался донести художник. Кроме того, шокировать публику работами — в большой моде. Как это получалось у художников в последние двадцать лет — в новой статье ШП.

«Icons», Марат Гельман

Начнем в Санкт-Петербурге. Самой долгоиграющей историей про запрет выставки, связанной с религией, стала выставка Марата Гельмана «Icons». Экспозиция состояла из работ (супрематизм, инсталляция, гиперреализм, масло) современных художников на религиозные темы. Шокирующих работ ваш покорный слуга на ней не помнит.

Тем не менее выставку не могли открыть полгода, но 29 марта 2013 года её всё же удалось выставить в арт-центре «Ткачи». Пикет против размещения выставки был развернут «Профсоюзом граждан России» при входе в Александро-Невскую Лавру. Там же собирали подписи «против кощунственной выставки Гельмана». В итоге официальные власти предпринимать ничего не стали, но собственник помещений расторг с Гельманом договор аренды. При всем этом священноначалие Санкт-Петербургской епархии кощунства в выставке не заметило, а из-за ажиотажа её продлили до 9 мая.

«Запретное искусство — 2006»

Меньше повезло организаторам выставок «Осторожно, религия!», которая была в 2003 году, и «Запретное искусство — 2006», которая проходила в 2007 году, обе в Сахаровском центре в Москве. Справедливости ради нужно отметить, что содержание первой было провокационным, а вторая и вовсе состояла из 24 работ, запрещенных к показу в разных музеях страны.

Через четыре дня после открытия выставки «Осторожно, религия!», шестеро православных активистов разгромили ее, а особо возмутившие их экспонаты залили краской. Сначала двоих «погромщиков» задержали и предъявили обвинения в хулиганстве. Однако через полгода Замоскворецкий суд прекратил дело, не найдя в действиях обвиняемых вменявшегося им хулиганства, а в феврале 2004 года Мосгорпрокуратура возбудила дело о разжигании религиозной розни уже против организаторов выставки.

В итоге в 2005 году директора музея Юрия Самодурова и руководителя выставочной группы Людмилу Василовскую признали виновными в разжигании религиозной вражды (ч. 1 ст. 282 УК РФ) и приговорили их к штрафу в сто тысяч рублей с каждого.

В 2010 году та же участь снова постигла Самодурова и куратора выставки «Запретное искусство — 2006» Андрея Ерофеева. Таганский суд признал их виновными в возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства с использованием служебного положения и приговорил их к штрафу в размере 150 и 200 тысяч рублей
соответственно. Андрея Ерофеева ещё и уволили из Третьяковской галереи по статье 81 ТК («за систематическое неисполнение служебных обязанностей без уважительных причин»).

На оба приговора были поданы жалобы в Европейский суд по правам человека, которые уже приняты к рассмотрению.

«Юный безбожник», Авдей Тер-Оганьян

Самый большой гнев вызвала выставка–перформанс «Юный безбожник» Авдея Тер-Оганьяна, проведённая на выставке «Арт Манеж-98» в Москве. Художник вывесил на фоне картин иконы, представляющие освященные репродукции известных икон, которые он приобрел в магазине «Софрино». Через два часа после открытия выставки, художник развесив иконы, объявил собравшимся, что, заплатив по 10-20 рублей, они могут их осквернить. Желающих не нашлось, и тогда авангардист стал сам рубить иконы топором.

Информация о деле Тер-Оганьяна быстро дошла до самого Лужкова, попросившего «разобраться», а Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выступил с осуждающим художника заявлением. Вначале дело по все той же статье расследовала Хамовническая прокуратура, затем в связи с большим общественным резонансом его потребовала городская прокуратура, которая и довела дело до суда.

Однако приговора Тер-Оганьян дожидаться не стал и сбежал через Украину в Чехию, где получил статус политического беженца. В 2010 уголовное дело закрыли в связи с истечением срока уголовного преследования.

«Я не сын Божий», Олег Мавроматти

Похожая история случилась и с аукционистом Олегом Мавроматти, который в 2000 году распял себя на кресте, а на спине вырезал надпись «Я не сын Божий».

Эта акция стала причиной бегства художника в Болгарию. А когда Мавроматти хотели экстрадировать в Россию из-за непродлённого загранпаспорта, он запустил онлайн-казнь самого себя. В Интернете было проведено голосование за и против смерти художника, а компьютер был подключён к самодельному электрическому стулу. Если бы голоса «за» перевесили, то Мавроматти получил бы электрический разряд в голову. Но люди пожалели художника, и он остался жив.

Поделиться