Наша редакция решила не поддаваться легкому унынию начала осени и вспомнила о своих любимых играх. А заодно мы расспросили о них бабушек, дедушек, мам, пап и нынешних школьников.

Каждому задавалось два вопроса: в какие игры вы играли в школе, и какие смешные воспоминания у вас связаны с ними? Игры приходили на ум с трудом, а вот смешные воспоминания почему-то чаще всего были о травмах, во время этих игр полученных . «Один мальчик так хотел выиграть, что выбил мне зуб», «Я друга так задел случайно, что у него до сих пор след остался, а ведь прошло 25 лет» и еще вереница разбитых коленок, шишек, неудачных падений. Так что будьте осторожны и не пытайтесь повторить это дома!

Фанты

Откуда узнать во что играли советские дети? Конечно, из интернета. Но узнать это у бабушки все-таки интереснее.

Ирина Тимофеевна, 63 года
45 лет прошло со школы, боюсь, что вспомню только классики, прятки, лапту, резиночку, фанты.

Правила игры:

Все игроки помещают в непрозрачный мешок (или шапку) какой-нибудь предмет, который станет залогом. 

Заранее выбранный ведущий отворачивается, а один из игроков достает из мешка предмет со словами: «Что делать этому фанту?». Ведущий назначает фанту задание. После этого игрок, чей залог достали, выполняет задание. После выполнения задания игроку возвращается залог. Хотя, конечно, правила можно изменить так, чтобы задание придумывали игроки, а ведущий доставал залог.

Ирина Тимофеевна, 63 года
Хотя, самой популярной игрой была «бутылочка»! В пятом классе на новый год я выиграла конкурс карнавальных костюмов, и в награду мне досталась путевка в летний лагерь. Моему счастью не было предела. Но когда пришло время поездки, выяснилось, что лагерь трудовой, а я самая маленькая среди старшеклассников. Они, конечно, развлекались, а я чистила картошку и мыла посуду, но была и этому рада, ведь рядом был ОН. Красавец, спортсмен, все девчонки были влюблены в него, и я в том числе. А он даже не замечал меня с моими кастрюлями. Однажды мне разрешили посидеть со взрослыми вечером у костра. Вот там я впервые играла в «бутылочку». А когда горлышко бутылки развернулось в мою сторону, да еще и крутил бутылку тот самый мальчик… Конечно же, все стали смеяться и отправлять меня спать. В общем, до конца смены я так и чистила картошку и мыла кастрюли.

John George Brown, Picnic Party in the Woods.

Самолеты

Когда редакция обратилась с вопросом о школьных забавах к родителям, игр вспомнилось больше. Например, секретики, которые девочки закапывали, а мальчики искали и уничтожали. Сотки, в которые играли расплющенными крышками, ведь фишки еще не начали выпускать. Фантики, где целью было пополнение своей коллекции оберток и вкладышей. Самой применимой в наше время мне показалась игра в самолетики. И нет, это не сборка бумажных самолетиков, о которой вы могли подумать.

Правила игры:

В эту игру играют двое, поэтому она хорошо подходит для вас и вашего соседа по парте. Кроме соседа по парте вам понадобится чистый лист бумаги и 2 ручки, желательно разных цветов. Лист — это ваше воздушное пространство. С одного конца находится ваша база, с другого — противника. На ваших базах находятся самолеты, их можно изобразить любой формы, но важно, чтобы размеры самолетов на обоих базах совпадали. 

Игроки ходят по очереди. Чтобы совершить ход, нужно установить ручку пишущим концом на своей фигуре, а сверху прижать пальцем, при резком надавливании ручка соскальзывает и чертит линию — траекторию полета. На конце линии рисуется новая позиция вашего самолета. Цель игры — сбить чужой самолет. Самолет считается сбитым, если траектория вашей фигуры пересекает фигуру противника. 

Игру можно усложнять, вводя сразу несколько самолетов от каждой из сторон. Например, три на три.

Charles Bertrand d’Entraygues, Interior with Children at Play.

Пекарь — игра эстонских детей

 
Максим, 35 лет
В детстве я любил игры, в которых с правилами не всё так просто, в которых надо было разбираться. Чем больше правил, тем разнообразней действия. Одной из самых сюжетно сложных казалась мне игра в Пекаря. В 90-ые как-то очень быстро умерла дворовая культура, а вместе с ней и эта игра.

Правила игры:

Что нужно? Одна на всех пустая жестяная большая банка ( на 700, а лучше – на 1000 мл) и прямая деревянная палка каждому участнику (можно купить в Леруа Мерлен или другом строительном магазине за 50-100 рублей).

Место проведения игры — просторная земляная площадка. Лучше, чтобы рядом не было машин, домов и чего-то, что можно разбить. Игроки ставятся с одной стороны площадки,банка — с другой, можно даже поставить ее на возвышение из кирпича. Вокруг банки чертится круг диаметром не больше одного метра. Возле игроков (между ними и банкой) последовательно чертится 5 линий на расстоянии метра и подписываются в такой последовательности: рядовой, лейтенант, полковник, генерал, маршал. Эти сектора — зона званий. Последняя зона самая большая, она находится за зонами званий, там, где стоит банка — зона пекаря. От зоны маршала до жестяной банки может быть метров пять.

Все игроки становятся в секторе рядового, ставят один конец палки на носок ноги и ногой толкают в сторону зоны пекаря. Тот, чья палка улетела дальше, получает право первого броска. Тот, кто бросил ближе, становится пекарем. Остальные бросают в порядке очередности результатов. Замеряют расстояние по дальнему от зоны званий концу палки.

Пекарь ставит банку в очерченный круг и становится неподалеку Остальные игроки начинают по очереди бросать свои палки с зоны рядового, стараясь сбить банку. Тот кто сбивает — получает звание выше и право  следующего броска с более близкого расстояния.

После того как банку сбил последний участник, начинается самое интересное. Те, кто к этому моменту уже бросил, бегут в зону пекаря и пытаются забрать свою палку, избегая касания с палкой пекаря. Пекарь в это время старается коснуться своей палкой одного из игроков и сбить банку. После этого пекарем становится тот, кого коснулся водящий. Но если пекарь только дотронулся до игрока, а банку сбил кто-либо из участников, пекарь не меняется. Он должен поставить банку на место и заново попытаться кого-то запятнать и сбить банку.

Любой участник, находящийся в зоне пекаря, палкой может сбить банку. Если это произойдёт, водящий ставит банку на место и только после этого продолжает пятнать.

И ещё одно важное правило. После того, как сбита банка при броске с позиции звания, любой участник, палка которого находится в зоне пекаря, может вбежать туда и забрать палку.

Игра заканчивается когда игрок в звании Маршала броском со своей линии сбивает банку.

Когда игрок может стать пекарем:

  • В начале игры становится пекарем тот, кто с носка кинет
    палку ближе всех.
  • Пекарем становится игрок, которого осалил пекарь, а после этого пекарь сбил банку.
  • Палка, после броска, упала на другую, образовав крест. Игрок вернулся в зону званий из зоны пекаря без своей палки.
  • Не дождавшись окончания всех бросков, игрок вошел в зону пекаря.
  • Бросок не в свою очередь.
  • Игрок заступил при броске.
  • Игрок вышел за пределы площадки.

Правила броска и скилы разных званий:

  • Рядовой – бросает как в городках.
  • Лейтенант – бросает как в городках. 
  • Полковник – бросает из позы штангиста (держит руки за головой), его можно осалить только в ноги.
  • Генерал – бросает как копьё, его нельзя осалить, с тех пор, как он дотронется до палки в зоне пекаря (но он не имеет права находясь в зоне пекаря сбивать банку).
  • Маршал – бросает стоя на коленях из позы штангиста, его нельзя осалить до тех пор, как он не дотронется до палки в зоне пекаря.

Если в процессе чтения вы запутались кто пекарь, кто банка и как стать маршалом, то есть видео, где все подробно показано, хоть и с другими званиями.

George William Willis, Leap Frog.

Догонялки (салки, пятнашки, питна)

Закончившие школу не более десяти лет назад чаще всего вспоминали пятнашки и борьбу с дежурными или учителями за право носиться по коридорам. До сих пор крики «ты водишь!» переплетаются в памяти с унылым восклицанием дежурного «не бегать!».

Правила игры:

Лучше всего играть компанией от трех человек. Водящему необходимо коснуться (запятнать) одного из игроков, которые должны от него убегать. Игра может длиться до тех пор, пока остаются силы бегать. Существуют различные модификации этой игры, например, «домики», куда игроки могут прятаться от водящего, чтобы он не смог их запятнать.

 
Тимофей, 23 года
Обычно в младших классах мы играли в пределах своего этажа, а в старших классах уже бегали по всей школе. Интересным моментом было когда вы оказывались на разных этажах, и вот, например, стоишь на третьем этаже, тут забегает кто-то из твоего класса, но ты не знаешь играет ли он, и если играет, то водит или нет. Поэтому было правило, что ведущий говорит правду. В школе были дежурные, обычно старшеклассники, которые стояли в коридоре и ловили тех, кто бегает. И это становилось дополнительным фактором: надо было как-то от них убежать или ускользнуть, или договориться. Учителям, конечно, это не нравилось, и они нас стыдили, но я никогда не слышал хороших аргументов против бега на перемене.
 
Екатерина, 18 лет
В школе все ребята очень любили подвижные игры вроде «пятнашек», но так как учителя переживали за безопасность, то всеми способами приучали нас к более спокойным играм. Поэтому нам полюбились «Море волнуется раз» и «Тише едешь, дальше будешь». Мы получали удовольствие, ловили азарт от реакции на меняющиеся обстоятельства, от спонтанности игры и даже артистичности, которая требовалась в «Море волнуется раз».

Winslow Homer, Snap the Whip.

Зип-зап

«Сейчас-то школьники если и играют в игры, то только на смартфоне»,- подумаете вы и будете не совсем правы. Первым делом ребята школьного возраста вспоминали настольные игры: Мафия или Дженга; различные игры с руками: «Дон-дон-дери», «Летели дракончики» и игры на внимание.

Правила игры:

Игроки стоят в кругу, первый участник хлопает в ладоши, говоря при этом «зип» или «зап». «Зип» означает, что хлопок передается следующему стоящему в кругу по часовой стрелке, «зап» — против часовой стрелки. Каждый участник меняет направление хлопков по своему желанию. Это игра на реакцию, тут важно не запутаться когда говорить «зип», когда «зап» и когда твоя очередь хлопнуть.

Существуют различные вариации этой игры, например, когда все должны молчать и определять направление по хлопкам: один раз — по часовой, два — против.

 
Алина, 16 лет
Мы с классом узнали об этой игре после школьной поездки в Шотландию. Почти всегда через пять минут кто-то сбивался, бесился и смешно злился, долго в эту психоделическую игру играть нереально.

Обложка: Pieter Bruegel the Elder, Children’s Games.

Поделиться