Школьные проекты собирают примеры школ, в которых учебный процесс основан на принципах демократического образования. Еще в конце XIX века Толстому удалось открыть школу, в которой свобода учеников и уважение к каждому из них сочетались с эффективностью получения знаний. 

Толстой занимался с крестьянскими детьми с двадцати лет. Занятия были несистематическими и отрывочными, во многом служили развлечению детей и молодого помещика. Но те уроки развили в нем интерес к проблемам образования, и уже после поездки на Кавказ и обороны Севастополя, Толстой отправляется в Европу, где посещает местные школы.

Лев Николаевич предполагал, что школы в Европе окажутся примером того, как нужно строить процесс обучения. Все оказалось совсем не так. Посетив школы Швейцарии,  Германии, Англии, Бельгии и Франции, Толстой сделал неутешительные выводы:

«Был в школе. Ужасно. Молитва за короля, побои, все наизусть, испуганные, изуродованные дети», – записал он в дневнике после визита в одну из немецких школ.

Вернувшись, Толстой решил создавать собственную систему образования, не опираясь ни на европейский опыт, ни на уже сложившуюся в России систему образования.

В XIX веке крестьянские дети учились в основном у дьячков и отставных солдат. Мотивировал учиться школьников страх наказания, которое в подавляющем большинстве случаев было телесным и унизительным.

Толстой же противопоставил существующей системе идею полной свободы учеников. Он открыл рядом с имением в Ясной Поляне школу, в которую дети приходили с желанием, никогда не наказывались и учились тому, что им интересно. 

Кого учили

Первые 22 ученика пришли в яснополянскую школу в 1859 году. Сначала крестьяне настороженно отнеслись к очередной идее народного образования, но вскоре слухи о школе разнеслись по губернии, и родители стали приводить своих детей на уроки. «Дневник Яснополянской школы» за 26 февраля -14 марта 1862 говорит, что в этот период в ней обучалось 37 учеников, 32 мальчика и 5 девочек.  Кстати, те и другие учились совместно.

В школу принимали всех, независимо от уровня знаний, пола и даже возраста. Иногда на занятия заходили и совсем взрослые ученики, однако в основном это были дети от 8 до 15 лет.  Если вдруг кто-то из школьников начинал мешать остальным заниматься, они сами выгоняли балагура из класса, но никогда этого не делал  учитель.

Яснополянские дети перед зданием школы

Без планов и расписаний

Обычно уроки начинались в 8 утра. Один из учеников звонил в звонок с крыльца школы, но за опоздания на к началу занятий никого не наказывали.  До обеда по расписанию шло четыре урока, но оно легко менялось по желанию учителя и класса. Начав урок математикой, учитель мог плавно перевести его в занятие чтением или, наоборот, прозаниматься арифметикой все утро. В полдень  начинался длинный перерыв на обед, после которого занятия продолжались. Всего в день было от пяти до семи уроков.

Школа находилась в двухэтажном каменном флигеле рядом с домом Толстых. В здании было два кабинета для занятий, две учительские комнаты, на втором этаже – верстак для столярных работ, а в сенях на первом – приспособления для гимнастических занятий. 

Толстой стремился дать детям в первую очередь те знания, которые они смогут применять в жизни. Поэтому программа занятий состояла не только из стандартных уроков, но и из землемерия и практических занятий по столярному мастерству, сельскому хозяйству. По желанию учеников в план могли внести любую новую тему занятий или скорректировать уже существующую.  Предметы для младших классов разделялись  по расписанию следующим образом:

  1. Чтение механическое и постепенное
  2. Писание
  3. Каллиграфия
  4. Грамматика
  5. Священная история
  6. Русская история
  7. Рисование
  8. Черчение
  9. Пение
  10. Математика
  11. Беседы из естественных наук
  12. Закон божий

Лев Николаевич читал с детьми книги, рассказывал им истории из собственной жизни: о казаках, о битве за Севастополь. Пытался в развлекательной форме донести до учеников события из отечественной и зарубежной истории. Уроки проходили не в форме лекций, а в формате разговора, беседы взрослого с детьми, где каждый может задавать вопросы, выражать свое мнение и перебивать рассказчика. Занятия могли проходить во время прогулок в лесу, в поле, на лужайке перед школой. Находиться в классе, как и сидеть за партами, было совсем не обязательно.

Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно. Для того, чтобы он учился охотно, нужно:
1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и
2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях.
 Посещение классов не было обязательным, как не обязательно было заниматься на уроке каким-то одним из предметов. Часто случалось так, что один ученик в классе решает задачи по арифметике, второй пишет сочинение, третий читает книгу и так далее, а учитель только подсказывает кому-то из них, если возникает вопрос.

Одним из первых в стране Толстой придумал проводить инсценировки и театрализованные представления с образовательной целью. Так в 1862 году, к юбилею Бородинского сражения, школьники восстановили происходившие под Москвой события.

Дневник Яснополянской школы за 1862 год (писался одним из четырех учителей школы)

Старший класс. Постепенное чтение. 

Сами попросили себе читать из русской истории. Для чтения давал, кому что нравится. Мальчики старшего класса читали из русской истории с большой охотой, только Историю Погодина скучновато. 2-го отделения читали из священной истории и прочие разные книжки. Все вообще читали и рассказывали с охотой. Предложено графом разнообразить чтение.  

Толстой и его ученики

Дневник Яснополянской школы за 1862 год (писался одним из четырех учителей школы)

Младший класс. Математика

Задача из правил смешения. Я запутался, но потом разобрался. Арифметически много легче. Надо.

Задача (1).

Кирилл купил 1/4 А. 2 Р. 50 к. стоит
Дунька купила 50 А. 5 р. 50 к. стоит 

Купец дал Дуньке два аршина, которые ничего не стоят. Васька купил, что осталось.
Все сукно, которое купец продавал, он за него взял 2400 рублей.

Сколько аршин Васька взял, сколько рублей за него отдал? 

Толстой понимал, что детям, занятым крестьянским трудом, будет некогда учиться дома, а с невыученным уроком ребенок побоится идти в класс. Поэтому домашних заданий в Яснополянской школе не было, а все знания Толстой пытался вложить в детей на уроке.

Во все училища дети идут как на каторгу — в эту сами сбегаются с раннего утра, намаслив для красоты волосы коровьим или деревянным маслом, у кого какое есть, а то и просто квасом намочив голову, — сбегаются задолго до того, как ударит колокол, начинавший первый урок. Во все школы ребята идут, томясь от страха: «Вдруг вызовут? Вдруг забыл вызубренное накануне?»

Опыт толстовской школы подхватили студенты педагогического училища. Они открыли еще 22 школы по всему Крапивенскому уезду, в которых училось 300 учеников. 

Закрытие школы

В 1862 году Толстой уехал отдохнуть в Самарскую губернию. Во время его отсутствия в школе прошел обыск: слишком свободное и необычное учебное заведение вызвало подозрения у жандармов. Несмотря на то, что ничего революционного при обыске не нашли, такое вмешательство в деятельность школы сильно подействовало на Толстого. Он прекратил педагогическую деятельность и с головой ушел в писательство. Постепенно завершилась и работа всех школ, построенных согласно учению Толстого. 

Что осталось сегодня 

Несмотря на то, что педагогическое учение Толстого признано достаточным числом специалистов, в широкой практике оно так и не прижилось. Строгая регламентация современного образовательного процесса не позволяет полноценно использовать толстовскую педагогику, да и сам по себе процесс преподавания по такой системе оказывается слишком трудоемким для педагога: Толстовский подход требует большого внимания к каждому ученику, его интересам и склонностям. Кроме того, особой сложностью является создание такого облика учителя в глазах класса, при котором его авторитет будет поддерживаться на основе уважения и доверия детей, а не на строгой дисциплине и страхе наказания.От Яснополянской школы осталось только множество научных  статей и заметок Толстого, в которых он анализирует проведенную работу, а также написанные в последствии «Азбука» и четыре «Книги для чтения».

В некоторых школах Тулы пытались возродить преподавание по яснополянским традициям. На базе Тульского педагогического университета была создана Федеральная эксперементальная площадка «Школа Льва Толстого» для учеников с 1 по 6 класс, были написаны специальные учебники для занятий по толстовской системе. Этот опыт, хотя  был и вполне успешен и вызвал интерес профессионального сообщества, не получил поддержки Министерства Образования. Современные толстовские школы не просуществовали и нескольких лет.  

Единственная подобная толстовской система обучения сейчас используется в отделе музейной педагогики Музея Л.Н.Толстого в Москве. Там проводятся интерактивные экскурсии, театрализованные занятия по мотивам произведений литературы и исторических событий.

Выражаем благодарность за помощь в подготовке материала Музею Л.Н. Толстого и лично заведующей отделом музейной педагогики Наталье Борисовне Костюковской. 

Поделиться