Начало XX века считается золотым веком краеведения и учебно-экскурсионной деятельности. С этого времени сохранилось множество маршрутов по Петербургу, методик проведения экскурсий и принципов. Но почему-то современные учителя истории совершенно не пользуются этим, предпочитая заказывать экскурсии. Такие экскурсии редко бывают хорошими, особенно если учитель до этого не ввел учеников в курс дела. Наш вам совет: проводите экскурсии сами. А мы расскажем как это сделать правильно.

Обозначайте цель экскурсии как можно конкретнее

Обзорные экскурсии бесполезны, бессмысленны и беспощадны. Они наскучивают уже через первые полчаса, а после сорока минут ты теряешь мысль и не понимаешь, о чем человек с микрофоном (или того хуже — без) говорит. Проходите Петра Первого? Проведите экскурсию по петровскому Петербургу. Говорите об СССР? Отправляйтесь исследовать дом-коммуну! Не нужно пытаться совместить несовместимое.

Экскурсия без подготовки бесполезна

Без подготовки вы не сможете сделать то, для чего экскурсия предназначена — погрузить ребят в материал и сформировать исторический образ.  Метод наглядности хорош только тогда, когда ты понимаешь, для чего тебе смотреть на тот или иной объект. Что может сказать вид Зимнего дворца человеку, который не знает его истории и ее контекста? Что скажет человеку то, что Разумовский жил в этой комнате, если он не знает кто это такой?

Экскурсия без идеи, которая связывает объекты, не имеет смысла

Если вы не проводите аналогий между объектами, материал гораздо труднее укладывается в цельную картинку. Проведите невидимую нить между всеми объектами, к которой можно будет вернуться в любой момент экскурсии, чтобы вашим слушателям было проще запомнить информацию.

Один объект – один период

Иногда лучше закончить одним периодом истории, дабы не вводить группу в заблуждение. И оставить более яркие впечатления о конкретной эпохе. Конечно, если у экскурсии не другая цель. При рассказе о Петербурге Екатерины II не затрагивайте советскую эпоху, это не нужно, это путает, в конце концов, об этом можно рассказать на следующей экскурсии.

Монолог — не вариант

Как только с человеком перестают вести диалог, ему становится все труднее удерживать внимание. Что плохого в том, что вместо того, чтобы сказать о предназначении той или иной постройки вы спросите у группы их предположения? Кроме того, таким способом вы сразу сможете выявить моменты, которые слушатели не поняли.

Не занудничайте

Не всем людям обязательно знать, например, об архитравах, наличниках или портиках. Чаще всего это не задерживается в голове неподготовленного слушателя и на пару минут. Вместо этого расскажите легенду, спросите мнение группы по тому или иному поводу, пошутите. Да что угодно! Это всегда лучше, чем прослыть занудой.

Обложка: Юлия Пелинен

Иллюстрации: Вилена Немчинова

Поделиться