Вы не задумывались, почему мы причисляем те или иные занятия и профессии к «мужским» или «женским»? Почему соотносим те или иные действия по половому признаку? Может, гендерные стереотипы и модели гендерного поведения закладываются в сознании на этапах обучения в начальной и средней школе, когда форма взаимодействия преподавателя с учащимися, организация обучения и учебная литература выступают инструментом к этому? Школьные проекты попробовали разобраться в этих вопросах.

С чего начинается стереотип?

С картинки в твоем букваре. Достаточно вспомнить детские книжки, которые все мы листали, сидя за партами младших классов. Вот перед нами школьный учитель – и это обязательно женщина. Это же касается и остального набора «женских» профессий: врача, переводчика, стюардессы.  Работа же мужчины заключается в решении экономических, научных, технических вопросов. Он осваивает космос, проектирует здания, сводит дебет с кредитом. Можно вдаваться в рассуждения о том, что в силу природных черт (которые, к слову, обусловлены вовсе не природой, а самим социумом) женский и мужской гендер предрасположен к ряду профессий. Но история знает немало талантливых педагогов-мужчин и женщин-космонавтов. Таким образом, школьные учебники предписывают примитивные и поверхностные представления о распределении ролей между полами. На этот счет проведен ряд исследований. Так, в 2014 году кандидат социологических наук Колосова Е.А. в статье «Гендерная и профессиональная социализация детей в учебниках для начальных и подготовительных классов» проанализировала 5 учебников и выяснила, что изображения лиц мужского пола, занятых профессиональной деятельностью, преобладают над количеством изображений лиц женского пола. То есть, учебная литература насыщена иллюстрациями, где женщина в образе домохозяйки закреплена за приватной сферой, за домом и семьей, в то время как мужчина изображен как ключевая фигура публичной сферы, за пределами дома и, чаще всего, на работе. Стоит отметить, что такая проблема характерна не только для России. Доказательством является выпущенная ЮНЕСКО книга Андре Мишель «Долой стереотипы! Преодолеть сексизм в школьных учебниках и книгах для детей», где раскрываются формы скрытого и открытого сексизма применительно к образованию во Франции. Гендерные стереотипы, отраженные в учебной литературе начальной школы, закрепляются в сознании детей и закладываются в основу их поведения, соображений относительно выбора дальнейшей жизненной колеи, так как воспринимаются абсолютной нормой и обусловлены социальными ожиданиями других людей.

 
 
 

Кому место в школе?

Негласные представления о распределении профессиональной деятельности в жизни мужчин и женщин напрямую влияет на систему школьного образования. Тенденция к феминизации, то есть к колоссальному росту количества женщин, занимающих должность школьного преподавателя, набирает обороты. Такого рода гендерное распределение в профессии учителя касается не только нашей страны. По данным Статистической Комиссии ООН женщины доминируют среди учителей начальной школы во всех регионах земного шара за исключением Африки.

Конкретизируя, скажем, что в России на 2008 год, по подсчетам Госкомстата, доля женщин-преподавателей в сфере начального и среднего образования составила соответственно 98,5 и 90,3%.Чем грозит исчезновение мужчин из школьного педагогического корпуса? Наиболее полно ответ на этот вопрос дает М.Т. Полывянная в исследовании «К вопросу о феминизации учительства». Социолог заключает, что социализация подрастающего поколения — фундаментальная функция школьного образования и гендерный состав учителей во многом связан с усвоением подростком половых моделей поведения. На сегодняшний день, ребенок, попадая в школу, оказывается преимущественно под женским контролем. Отсюда происходит заимствование прежде всего феминной, то есть женской, модели поведения.

Девочки — это девочки, а мальчики — это мальчики.

Говоря о сексизме в современной школе, следует сделать акцент на стиле преподавания и отражении гендерных моделей поведения в школьной программе. Социологи выделяют следующую тенденцию: учителя младших классов способствуют проявлению инициативы у мальчиков, лидерских качеств, активной роли в учебном процессе, девочки же обречены на пассивность, им отводится вторая роль в классе. Как это происходит? Так, проблемы с учебой у мальчиков педагоги чаще всего объясняют неусидчивостью, что отчасти мотивирует их на учебу и успех. Отсутствие способностей – причина неуспехов в учебе у «усидчивых, хороших» девочек. Такое толкование трудностей у девочек в процессе обучения выступает барьером для их мотивирования, нацеливания на хороший результат. Исследование социолога Радиной о самооценке школьников выявило, что на этапе дошкольного образования девочкам присущ достаточно высокий уровень самооценки в отличие от мальчиков. С поступлением в школу в отношении самооценки детей полюса меняются кардинально, что свидетельствует о некотором гендерном неравенстве при взаимодействии с учащимися. 

Знакомое нам разделение девочек и мальчиков на уроках труда в средней школе – еще одна своеобразная лакмусовая бумажка, определяющая ориентированность школы на поддержание гендерных стереотипов. Традиционно детей разводят по разным кабинетам: мальчикам выдают лобзик, а девочкам – спицы. Такое разграничение сложилось благодаря принятым и устоявшимся в обществе взглядам на распределение хозяйственных (а в некоторых случаях и профессиональных) обязанностей. Несмотря на то, что последнее время все чаще обсуждаются принципы семьи, основанной на равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, школа отстаивает «традиционное» распределение ролей в ведении домашнего хозяйства. Лишь исключительное количество школ решились на совместные уроки труда: полгода дети вместе учатся мастерить, сверлить и чинить, вторую половину года – готовить и вести хозяйство. Стоит отметить, что в этой системе есть рациональное зерно. Во-первых, дети получают более широкий спектр навыков, во-вторых, они имеют полное право заниматься тем, что им действительно интересно. 

Гендерные стереотипы отражаются на выборе вчерашними школьниками профессии и поступлении в учебное заведение.  Таким образом, филфак становится ”женским царством”, а факультет ядерной энергетики и теплофизики заполнен преимущественно юношами. Почему это происходит? Вовсе не потому, что у одного пола лучше развито правое полушарие головного мозга, а у второго – левое. Школьники, как во время обучения, так и при выпуске из школы оказываются во власти гендерных стереотипов, что сказывается на выборе предметов, которым стоит уделить должное внимание, и будущей специальности. 

Подводя итог, скажем, на сегодняшний день школа посредством стереотипов отдает приоритет стандартам «мужского» и «женского», принятым в обществе, а не личности с ее частными способностями и стремлениями. Это находит колоссальное отображение на дальнейшем профессиональном распределении ролей. Однако преодоление этого явления не приравнивается к необходимости перевернуть все с ног на голову, а полам – поменяться ролями. Идея заключается в том, чтобы расширить кругозор детей, избавить их от представления об исключительно мужских и женских работах и обязанностей по дому, дать возможность раскрыть и проявить свои индивидуальные интересы и способности.

Обложка: В.А. Цветков «Не решила!».

Поделиться