Недавно на экраны вышел «Союз спасения» — фильм режиссера Андрея Кравчука, посвященный восстанию декабристов. Однозначно ответить на вопрос – хороший это фильм или плохой, я не смог, поэтому просто рассказываю о его достоинствах и недостатках. Сразу же скажу: в этой рецензии не будет замечаний, касающихся исторических несоответствий. Так как фильм художественный, а не документальный, то и оценивать его надо как художественное произведение, в котором есть доля авторского вымысла и интерпретации изображенных событий. Если мы начнем разбирать произведения искусства с точки зрения исторической достоверности, то окажется, что все они не очень хороши, даже классика отечественного кинематографа.

Плюсы

Актерский состав

Перед началом фильма в кинотеатре крутятся трейлеры других русских новинок: каждый раз с экрана смотрит лицо одного и того же актера – Александра Петрова. В «Союзе спасения» он не играет, что уже придает фильму оригинальности.

Режиссер Андрей Кравчук смог подобрать молодых актеров, знакомых зрителю отечественного кино. Но тут нет тех, кто уже набил оскомину и надоел своим мельканием в каждом более-менее заметном русском фильме.

Антон Шагин, сыгравший роль декабриста-поэта Кондратия Рылеева, раньше уже играл персонажей ушедших эпох. Он был пятидесятником Мэлсом в фильме «Стиляги», революционером-террористом Петром Верховенским в «Бесах» и поэтом-декадентом Алексеем Бессоновым в «Хождении по мукам». Опыт такого перевоплощения, видимо, и помог Шагину стать декабристом: Кондратий Рылеев отличался от остальных мятежников тем, что он не был офицером. Актеру удалось показать контраст между его героем – мечтательным поэтом, который то и дело даёт волю своим эмоциям – и остальными членами тайного общества.

Иван Колесников, которому досталась роль с абсолютно противоположной стороны баррикад, тоже, по-моему, справился со своей задачей. Молодой Николай Павлович, пришедший к власти из-за отказа брата Константина править, выглядит в начале фильма растерянным. Тут, впрочем, все объяснимо: смерть Александра l, неожиданная ответственность, заговор в первый день правления, угроза жизни жене и детям – в этой чехарде событий вряд ли можно успокоиться. Актер очень точно передает эти эмоции с помощью мимики и голоса. Ближе к концу восстания происходит эволюция образа нового царя. «Подданные готовы простить мне жестокость, но они никогда не простят мне слабость», — так объясняет необходимость применения артиллерии против декабристов персонаж Колесникова. Актер показывает, как из неуверенного человека тяжелые обстоятельства делают сурового самодержца.

Павел Прилучный говорил, что у его героя много общих черт с Наполеоном. И действительно, Павел Пестель получился несостоявшимся Бонапартом декабристов. Актер смог сыграть жестокого заговорщика, который готов «положить сотни людей» для воплощения великой идеи.

Я рассказал про тех актеров, которые запомнились мне в фильме больше всего: естественно, в самой ленте их не трое, а гораздо больше. Остальные общей картины не разрушают и играют неплохо.

Баланс между действующими лицами

В истории декабристского восстания очень много любопытных героев. Рылеев, Трубецкой, Муравьев-Апостол, Пестель, Каховский, Бестужев — хоть о каждом снимай отдельный фильм. Перед режиссером стояла трудная задача: дело в том, что по другую сторону — не менее важные судьбы Николая l, генерала Милорадовича и Константина Павловича.

Кравчук, по-моему, нашел идеальный баланс, не обделяя никого временем. В фильме нужны все герои, нет лишних персонажей, которые бы не развивались со временем. Сначала нам кажется, что главный герой — Муравьев-Апостол, потом внимание приковывает Пестель, затем в центре сюжета оказывается Рылеев. Ближе к концу фильма на первый план выходит фигура Николая l: он принимает жесткие решения по подавлению восстания.

Петербург

Съемки зимней столицы Российской империи стоит отметить отдельно. Операторам удалось снять восстание с разных ракурсов и очень точно передать погодные изменения, происходившие в течение 14 (26) декабря 1825 года.

Создатели фильма также придумали небольшие таблички, которые ненадолго появляются каждый раз, когда мы видим новое историческое лицо. Людям, которые хорошо знают историю, они не помешают, а вот тем, кто про ход восстания уже позабыл, они помогут сориентироваться в событиях тех дней.

Спецэффекты в фильме использованы с умом. Грамотно замазаны все «новоделы», а строящийся Исаакиевский собор сохраняет историческую достоверность Сенатской площади тех лет.

Герои и злодеи

Наверное, главный плюс «Союза спасения» — это отсутствие деления героев на черных и белых.

Кравчук показал нам причины восстания – заморозка реформ при Александре l и жестокое отношение высших чинов к низшим в армии. Через диалоги режиссер раскрыл некоторые планы декабристов, например, отмену крепостного права.

Однако вместе с доблестными идеями офицеров в фильме отражены и не самые честные методы борьбы за власть. К примеру, сцена убийства в спину генерала Милорадовича раскрывает Каховского как настоящего подлеца. Вывод солдат на саму площадь, обман их декабристами тоже не красят мятежных офицеров.

Одновременно с этим автор фильма не идеализирует царя Александра l, отмечая замедление в развитии России после окончания заграничных походов. На первых минутах фильма показано, как жестоко царские офицеры могут наказать простых солдат ударами шпицрутенами.

Николай l отражает силу монархии, искреннее желание спокойствия для всего отечества. В глазах зрителей молодой император — заложник обстоятельств, к которым привела политика Александра Павловича.

В каждом герое можно найти что-то хорошее и плохое. Как сказал Муравьев-Апостол Николаю l в самом начале фильма: «Мы хотим одного и того же, но методы у нас разные».

Минусы

Отсутствие допроса декабристов

Желание сбалансировать героев, не деля их на плохих и хороших, привело автора к необходимости убрать сцены допроса декабристов.

Дело в том, что декабристы как офицеры не могли, согласно кодексу чести, врать старшему по званию человеку. На допросе присутствовал лично царь, то есть высшее лицо в государственной иерархии. Из-за этого декабристы массово доносили друг на друга.

Кравчук не стал вставлять в фильм сцены допроса и «стукачества» мятежников. Видимо, режиссер не захотел очернять образы молодых офицеров, сохраняя баланс между добром и злом.

В фильме есть два фрагмента, во время которых император Николай l общается сначала с Муравьевым-Апостолом, а затем с Трубецким. Но эти две сцены тяжело назвать допросом, в них больше философии.

Причины восстания

Несмотря на разговоры декабристов о необходимости отмены крепостного права и назревших реформах, для человека, не разбирающегося в истории, будет тяжело понять, зачем декабристы подняли восстание и какие цели они преследовали.

Лозунг мятежников, звучащий на Сенатской площади «Да здравствует Константин, да здравствует конституция!» не объясняет содержание той самой конституции. За весь фильм мы не слышим ни одного пункта из манифеста Трубецкого или «Русской правды» Пестеля.

Отсутствие отсылок к этим документам не дает аудитории до конца понять мировоззрение декабристов и причины, толкнувшие их на бунт.

*Мнение автора может не совпадать с позицией организации

Поделиться