На четвертом этаже здания 225 школы разместилось сообщество, живущее по собственному расписанию со своими учениками и двумя директорами. Это – биологические классы Лаборатории Непрерывного Математического Образования, иначе – школа «БиоТоп».

 
Людмила Кирилловназаместитель директора по развитию биологического направления ЧОУ ДО “ЛНМО”
Наша площадка – не школа, строго говоря, а организация, которая интегрирует частное и государственное образование. Есть школа 225, а на ее площадке есть мы — организация, которая осуществляет дополнительное образование.

«БиоТоп» — вторая площадка, основанная ЛНМО в 2007 году, спустя год после смерти Евгения Александровича Нинбурга, выдающегося преподавателя биологии, желавшего создать отдельные профильные биологические классы.

Сейчас естественно-научные классы ЛНМО существуют как профильные классы 225 школы, работающие на основе взаимодействия государственной школы, некоммерческого центра дополнительного образования и научного центра. Это значит, что образовательная программа «БиоТопа» – результат синтеза трех других: общеобразовательной, дополнительной (углубленной) и научной.

Об учебном процессе

Главная цель БиоТопа – сделать с ребенком научную работу.

 
Людмила Кирилловназаместитель директора по развитию биологического направления ЧОУ ДО “ЛНМО”
Есть школы, которые ориентированы на поступление в вузы через олимпиады. Это другой способ мышления, требующий быстрых операций с большим количеством фактов, т.е. это мышление «на скорость». Наша школа ориентирована на ученых, то есть на тех детей, которые работают вдумчиво и медленно. Мы с ними создаем научные проекты и уже сейчас показываем, что есть наука на самом деле, чтобы это не стало сюрпризом в университете.

К университету ребят готовит и сама форма обучения: занятия проводятся «парами» по 1,5 часа, в учебный план включены спецкурсы, из которых несколько необходимо выбрать, в конце семестра – настоящая сессия, которая состоит из зачетов и минимум четырех экзаменов (естественно-научный, гуманитарный, английский язык и один на выбор педсовета).

Во время учебного года школьники занимаются в семинарах с преподавателями, проводя собственные исследования, которые затем представляют на конференциях. Одну из них, “Балтийский научно-инженерный конкурс”, каждый год проводит Лаборатория непрерывного математического образования (ЛНМО).

 
 
 

Помимо ежедневной учебы у ребят есть практические занятия во время каникул: осенние выезды, учащие ребят взаимодействию в быту, весенний «выход в поле», который каждый год посвящен определенной теме, и 2 летние экспедиции, «малая» (по Ленобласти) и «большая» (путешествие в один из регионов длиной в месяц).

«БиоТоп» — маленькая школа: всего 4 класса, с восьмого по одиннадцатый, по одному классу в каждой параллели, около 25 человек в каждом. Такая малочисленность помогает выстроить особые отношения между учениками и преподавателями.

 
Людмила Кирилловназаместитель директора по развитию биологического направления ЧОУ ДО “ЛНМО”
У детей другие отношения с учителями: границы строятся не по принципу «я учитель – ты ученик», а по принципу «я разбираюсь в этом чуть лучше тебя». Мы относимся к детям как к взрослым, даем им намного больше свободы, чтобы их деятельность была связана со свободным мышлением и фантазией

Необычен и педагогический коллектив школы: большинство — молодые ученые, совмещающие занятия наукой и преподавание в школе, что стимулирует интерес учеников к науке: «Выходит, как ученый ты занимаешься наукой, а потом на 2 часа приходишь и рассказываешь ребятам об этой же науке как учитель. И передаешь им свою любовь к этому делу».

Учеба построена так, что биологический профиль не мешает ученикам преуспевать в других областях знаний. Одно из ключевых отличий «БиоТопа» от других профильных школ – пристальное внимание ко всем предметам, а не к одному конкретному, что не связывает после 11 класса руки школьников узкой специализацией. Впрочем, у этого есть и свои минусы: «Мы слабее, чем школы, которые специализируются на конкретном предмете, только на химико-биологическом профиле, например, но зато у наших учеников кругозор больше, и это, мне кажется, главное».

Поступление

Попасть в «БиоТоп» можно, пройдя конкурсный отбор в несколько этапов:

  1. Устное собеседование по биологии, которое выявляет уровень естественно-научного мышления;
  2. Письменная рейтинговая олимпиада по математике;
  3. Гуманитарный марафон (решение задач на определение уровня общей культурной эрудиции, навыков письменной речи);
  4. Тестирование и собеседование по английскому языку, проводимые для комплектации групп различного уровня.

Зачисление в 8 класс для призеров и победителей конкурса «Естественный отбор» (один из проектов школы) происходит по упрощенной схеме: письменный экзамен по математике, гуманитарный марафон и собеседование по английском языку.

Попасть в 9-11 классы можно, пройдя собеседование по биологии и сдав письменный экзамен по математике, только при наличии свободных мест.

Типичный день ученика

К 10 школьники собираются в школе. Именно к 10, не раньше: многие ребята ездят издалека. Учеба длится 3-4 пары. Посередине длинный перерыв на 45 минут.

Во время него школьники часто идут гулять, читают книги, ходят в столовую. «Приятно, что на перерывах они делают домашнее задание. Вообще, мы считаем, что ребенок адаптировался в школе, когда он делает в свободное время домашнее задание».

Фото: Наталья Орешина для ШП

После пяти пары заканчиваются, и ребята остаются на киноклуб, семинары или кружки, или уходят. Часто в старшей школе дети едут на дополнительные курсы или еще на художественные, музыкальные секции. Затем поздно возвращаются домой, делают уроки и ложатся спать.

Атмосфера

Звонок в «БиоТопе» — не для учителей. И даже не для учеников. Из-за разницы в расписаниях, звонок звенит только для 225-й школы, а жители верхнего этажа ориентируются по собственным часам.

В течение нескольких минут после конца пары коридор наполняется людьми. Какие-то группы что-то оживленно обсуждают, кто-то что-то пишет в тетради (неужели и правда домашка?!), группу девочек не смущает узкое пространство коридора, и они играют в подвижную игру. Несколько человек болтают с учителем и показывают ему видео с экрана смартфона, что-то объясняя и активно жестикулируя. Пара человек выходит из класса с кружками с чаем – во время уроков здесь пьют чай и (о боже!) едят.

 
Александр Никулинвыпускник 2015 года
Самым запоминающимся для меня были люди, которые там учились. С одной стороны, они все сложные, с другой стороны, у нас не было ни одного человека, похожего на другого, но мы уживались. Наверное, это учит толерантности, искусству терпения. А еще – свобода. В обычной школе, где я учился до 8 класса, ее особо не было. А в ЛНМО она сначала ошарашивает, не знаешь, что с ней делать. А потом без нее никак.

Стены школы «Взмах» разные каждый год. Каждую осень все классы заново оформляют свои кабинеты, сами продумывают дизайн, сами его воплощают. Каждый год школа не только выглядит, но и живет иначе: создаются новые проекты, традиции, если перестают быть актуальными, уходят, их сменяют новые, со-временные, то есть нужные в данный момент.

Направленность на актуальное, гибкость и кипящая работа (над собой и над тем, что ты делаешь) – вот что строит «взмаховскую» атмосферу.

Об учебном процессе

Система обучения в средней и старшей школе напоминает университетскую: по 4 пары каждый день, в конце семестра – сессия.

Определенную часть учебного плана составляют предметы по выбору. В «78 регионе» (средняя школа, 7-й и 8-й классы) ученики делятся на гуманитарный и технический профили, и предметы по выбору соотносятся с ними, а в 11-м классе, например, есть пара «ЕГЭ», на которой школьники готовятся к выбранным экзаменам.

С началом лета деятельность не заканчивается: ученики отправляются на производственные практики в различные фирмы и компании, где знакомятся с тонкостями выбранной специальности.

 
Елпидифор СамышкинИсполнительный директор
Мы преследуем определенную цель: по выходе из школы мы не просто обменялись временем и аттестатами — вы нам время, мы вам аттестат. А мы обменялись тем, что называется «профессионально-личностный рост». Человек много чему научился, человек много что знает, не просто потому что он читал, а потому что он делал, получал результаты. Мы регулярно возвращаемся к рефлексии, чтобы видеть, обсуждать и понимать, кто чего достиг.

Проектный подход — самое важное отличие «Взмаха» от любых других школ. Во время учебного года ученики создают различные проекты, организуют школьные конференции, занимаются в мастерских. Каждый школьник создает или участвует в создании какого-либо продукта, будь то кино, деловая игра для школ или спектакль по пьесе Шекспира.

 
 
 

Все в школе (даже сама ее жизнь) представлено как проектная деятельность, которая производится в процессе работы «предприятий» и «корпораций» — инициативных групп учеников. Важнейшие вопросы решаются на собраниях лидер-группы, куда входят сотрудники школы и представители каждого класса. Жизнь школы как проект постоянно обсуждается и контролируется на общешкольных конференциях, которые проводятся каждую пятницу.

 
Елпидифор СамышкинИсполнительный директор
Все наши проекты носят смысловой характер – раз. И характер, исходящий из некоторых потребностей процесса. Если мы понимаем, что наше традиционное мероприятие неактуально, и смысла его делать нет, мы с большой гибкостью можем отказаться от него, заменив на что-то актуальное.

Еще одна важная особенность «Взмаха» — регулирование процесса обучения каждого ученика с помощью «категории доверия» и «категории оплаты». Значения из могут изменяться в зависимости от количества баллов на личном счете ученика. Так категория доверия варьируется от “строгого контроля” до, собственно, “доверия”, а категория оплаты может быть “повышенной”, “пониженной”, “льготной” и “призовой”.

Категория доверия позволяет преподавателям выделять тех учеников, к которым они испытывают доверие в плане учебного процесса. Если категория доверия равна «доверию», то у ученика есть право на свободное посещение лекций. Доверие со стороны преподавателей не означает, что школьник совсем перестает ходить на пары – это лишь признание его умения распоряжаться своим временем лучше и продуктивнее того, как это делал бы преподаватель.

Категория оплаты к академической части отношения почти не имеет. Вводится она в старшей школе, с 9 класса. На «базовой» ступени находятся все поступившие. Раз в семестр есть возможность менять свою категорию оплаты, если у ученика есть учебные, проектные и «статусные» достижения. Педсовет принимает решение, по результатам которого реальная финансовая оплата может быть изменена.

Таким образом в школе поощряются активное участие в проектах и хорошая успеваемость. Заваленные дедлайны, пропущенные занятия и отсутствие сменки наказываются: за проступки снимаются баллы, а при определенном количестве отрицательных баллов ученик попадает в «кондуит», при этом получая отметку «повышенная» для категории оплаты и/или «строгий контроль» по категории доверия.

Довольно жесткая на вид система тем не менее оказывается эффективной мотивацией к участию в жизни школы и работе над собой. Непрерывно кипящая вокруг деятельность – первое, что чувствуешь, попадая во «взмаховское» пространство. Здесь важно не только “я хочу”, но “я хочу, могу, и у меня получается”.

Поступление

Для того, чтобы попасть во «Взмах», нужно пройти тестирование по нескольким предметам: математике, английскому и русскому языкам и написать гуманитарный тест, проверяющий уровень эрудиции.

Познакомиться ближе со школой и выиграть грант на бесплатное обучение можно на Абитур-курсах, которые проводятся в конце лета перед новым учебным годом.

Атмосфера

«Взмаховская» атмосфера – почти термин. Это та среда, в которой ученик с интересом вовлечен в работу, которая дает возможность вести себя по-взрослому, здраво планируя свои действия, ставя выполнимые задачи и достигая нужных результатов.

Ничего этого не было бы, не будь главного: делового, партнерского отношения между учениками и школой.

 
Елпидифор СамышкинИсполнительный директор
«У нас есть главная общая направленность: во-первых, старшеклассники — это вполне взрослые люди, во-вторых, к старшеклассникам надо относиться как к партнерам, наконец, у нас должен быть общий интерес, чтобы развивать общие навыки, добиваться профессионального и личностного роста.

«Физико-техническая школа» Академического университета (короче – ФТШ) появилась как часть Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе в 1987 году, когда появилась идея создать место для обучения будущих сотрудников при самом институте. Это во многом определило особенности обучения, сохраняющиеся вот уже почти 30 лет.

ФТШ, во-первых, школа маленькая. Вторая ее особенность – определенная кадровая политика: примерно 50% преподавательского состава – учителя-совместители. Они профессионалы в своей области, которые немного преподают в школе. А 30% учителей — ее бывшие ученики. Это своеобразная страховка будущего. Наконец, в ФТШ существует система учебных практик: один день в неделю школьники проводят в исследовательских лабораториях – физических, математических, биологических, — то есть подключаются к реальному научному процессу.

 
Михаил Георгиевич ИвановДиректор и основатель лицея
Мы решили, что школа будет маленькая, и несмотря на разные ситуации продолжаем эту линию выдерживать. В последнем рейтинге в числе первых 25 школ России были две школы из Санкт-Петербурга: 239-я и мы. Среди этих двадцати пяти школ такой маленькой, как мы, нет.

Об учебном процессе

Большую роль в обучении играет выбор курсов: помимо обязательных существует значительное количество спецкурсов и факультативов, как технических, так и гуманитарных. При этом, если элективные курсы в обычных школах обычно представляют собой просто углубленное изучение предмета, в ФТШ — принципиально другие курсы, другие предметы. Кроме того, ученики сами выбирают, какие курсы в итоге состоятся, а преподаватели только заявляют их. Есть пробные лекции, которые слушают и затем остаются на тех, которые больше понравились.

 
Катерина Будзинскаяученица 10 класса
В ФТШ у учителей есть внутренний огонь, который они хотят передать другим. Они учат учиться, а не делают определенную работу используя определенные методики, как в других школах. В моей бывшей школе не углублялись ни в один предмет, кроме немецкого. Здесь есть упор на все предметы, несмотря на то, что школа физико-техническая.

В течение года школьники работают над научным исследованием, итоги его представляются на «Сахаровских чтениях» — международной научной конференции школьников, которую ежегодно организует ФТШ. При этом работа ведется не только в технических лабораториях, но и может быть вообще не связана с техническим профилем: с первого же года проведения конференции существуют секции истории и литературы, а любые не связанные с точными науками работы приветствуются преподавателями.

Поступление

Обычно лицей набирает  учеников в три класса: один 8-й, один  9-й и один 10-й.

Вступительные испытания состоят из одного или двух туров. Первый тур письменный, и включает в себя вопросы по физике и математике. По его итогам зачисляются ученики, показавшие лучшие результаты только по математике или только по физике, или суммарно по результатам всей письменной работы.

Часть учащихся по результатам письменного тура может быть допущена ко второму туру, форма которого определяется приемной комиссией после первого тура.

Призеры и победители некоторых предметных олимпиад зачисляются без вступительных испытаний на основании заявления и собеседования .

Атмосфера

Говоря о школьной атмосфере, «ФТШ-шники», особенно новички, в первую очередь упоминают демократию и учительскую «человечность».

 
Андрей Боревичученик 8 класса
В старую школу было довольно неудобно и неприятно приходить, а здесь учителя очень хорошие, с ними более неформальные отношения. И если в прошлой школе были «учителя», то здесь – «люди». В первую очередь люди, во вторую – учителя.

Не последнюю роль в жизни школы играют и сложившиеся традиции: например, каждый год одному из сотрудников школы вручается «Корчаковская премия» «за отношение к ученикам, которое могло бы быть примером как для других сотрудников, так и для учащихся».

 
Михаил Георгиевич ИвановДиректор и основатель лицея
Ученику бывает сложно выразить благодарность, чтобы она не была материальной. Слова очень сложно сформулировать, я сам через это прошел. И премия, возможно, – один из способов поблагодарить.

Другая традиция —  школьные слеты, дважды в год –осенью и весной, за 30 лет их было около 60. А в каникулы все классы отправляются в путешествия: «Последнее время стали популярны международные поездки: поехать в Прагу на новогодние каникулы и там провести несколько дней, а то и заглянуть в Австрию или в Германию после рабочей четверти – это здорово!». 

Греческая приставка epi- значит «на, над, сверх, после, возле». Главная особенность Эпи-школы – отсутствие жёстких границ между школой и окружающим ее миром, где задача первой – показать, как мир устроен и дать ученикам возможность взаимодействовать с ним самостоятельно.

Домашняя обстановка и расслабляющая атмосфера — первое, что замечаешь когда входишь в школу. Во многом, конечно, это достигается за счет маленьких групп учеников. Малочисленность позволяет всем знать друг друга в лицо и по именам и устанавливает совсем непривычные для обыкновенной школы отношения: есть, например, занятия, на которых старшие дети занимаются с младшими и помогают им в учебе.

Школа не проводит ярких пиар-кампаний, и часто новые ученики приходят сюда по рекомендациям знакомых, бывших выпускников или сотрудников, а иногда сами школьники приводят своих друзей.

Об учебном процессе

Самое интересное отличие Эпишколы от государственных и многих частных школ заключается в отсутствии оценочной системы до 9 класса. Вместо дневников с отметками у каждого ребенка есть зачетная тетрадь, в которой фиксируются его успехи и даются комментарии учителя. Система зачетов варьируется: для некоторых дисциплин все темы обязательны, для других школьнику нужно выбрать несколько наиболее ему интересных.

Эпишкола не специализируется на каком-то определенном предмете, но дает возможность каждому ученику выстроить обучение в соответствии с личными интересами и предпочтениями. Для каждого ученика разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут – так ребята получают возможность уделять больше внимания тем предметам, которые им, например, нужны для поступления в вузы.

Учебный процесс строится на принципе выбора начиная с начальной школы, где дети посещают выбранные ими студии (творческие мастерские). В старшей школе предметы по выбору определяют сами ученики: говорят, чем им интересно заниматься, составляют список, который становится основой для расписания дополнительных уроков (чаще всего это седьмые уроки). Еще одно из отличий старшей школы от начальной и средней – только с 7 класса школьники начинают учиться по субботам.

Один из ключевых принципов организации обучения в Эпишколе – обучение жизни как она есть, без условного разделения на предметы и дисциплины, поэтому огромное внимание учителя уделяют строительству метапредметных связей. В школе для этого используются особая методика «погружение» — особое занятие для всей школы, которое специально готовится.

Собираются, например учителя предметов естественнонаучного цикла, выбирают междисциплинарную тему и делают занятие в формате погружения на 3 дня. Придумывают игры, делают газету, смотрят фильмы и так далее. При этом смотрят, например, на электричество не как на простой объект, а как на то, с чем имеют дело каждый день. Делают так, чтобы было интересно и старшим, и младшим.

Одна из важнейших фигур учебного процесса — куратор, который есть у каждого ученика. Суть работы куратора – медиация между учеником и учебной системой и учебной системой и родителями. Он делает все, чтобы обучение ребенка было эффективным в том плане, в котором понимают это родители и сам ребенок. Самая главная задача куратора – сделать так, чтобы школьник учился осознанно. Это тот человек, который постоянно наблюдает и ведет работу по выявлению сильных и слабых сторон ребенка, чтобы с ними можно было работать.

Поступление

Попасть в Эпишколу довольно просто: прийти по адресу ул. Стахановцев, 13А на собеседование. Во время разговора с педагогом родителям и, главное, ученику надо определиться с целями, которых они с помощью школы хотят достичь.

После собеседования назначается «испытательный срок», во время которого школа и семья определяют, подходят ли друг другу. Если да, то назначается куратор, и ребенок отправляется по образовательному маршруту.

Мы решаем вопрос, кто чего хочет. Если у родителя есть заявка на то чтобы ребенок гарантированно поступил после 5 класса в лучший в городе физ-мат лицей, то мы честно говорим, что гарантировать этого не можем. Как впрочем и никто в городе, если честно, гарантировать этого не может. Поступление в физ-мат лицей зависит от комбинаций очень разных условий – желания и возможностей ребенка, способов поддержки его семьей, тем, как помогает учиться ребенку школа, и теми условиями, которые выставят для поступления физ-мат лицеи. Мы же стараемся сделать так, чтобы ребенок сам хотел и желал учиться. Мы помогаем ему не потерять интерес к жизни и к обучению, и приобрести крепкие, основательные навыки и знания, позволяющие дальше с успехом и интересом осваивать школьную программу.

Типичный день ученика

У каждого школьника есть 6 уроков. После них: «продленка» для ребят из начальной школы, самоподготовка – для средней школы. Но она не обязательна, хотя некоторым ребятам рекомендована. Старшеклассники же живут по своему режиму, и школа для них открыта до самого вечера. Она, бывает, работает до девяти-десяти часов: кто-то сидит делает уроки, кто-то сделал уроки, пошел домой, а затем пришел в школу поиграл (это актуально для ребят, живущих неподалеку). Для учеников школа– второй дом.

Атмосфера

Эпишкола – это место, где комфортно. Комфортно настолько, что с трудом можно провести границу между учебой и досугом, занятием и свободным временем.

Один из вариантов занятий – традиционные выезды два раза в год, когда вся школа отправляется за город. Выезды учебные, они проходят в сентябре и в феврале. Помимо выездов в школе организуются различные кружки и секции. Какие именно, конечно, решают сами ученики. В основном все создается силами самих педагогов, но иногда к ним подключаются и школьники: так кружок игры на гитаре организовала девушка, владеющая инструментом.

Все это, конечно, не получилось бы без тесного взаимодействия учеников и педагогов. И это та атмосфера, которой Эпишкола по праву гордится.

У нас нет жесткой границы между взрослыми и детьми, кроме формальной. В столовой – вместе, на выездах – вместе. Живое неформальное общение создает эту самую принимающую обстановку.

Академическая гимназия имени Д.К. Фаддеева (АГ) – структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного университета, то есть школа совсем не обычная. Таких школ в России всего четыре, кроме петербургской есть еще при Московоском государственном, Уральском федеральном и Новосибирском государственном университетах.

Одна из главных особенностей АГ заключается в том, что ученики постоянно погружены в научную среду, ходят на лекции в университет, в лабораториях работают на том же оборудовании, что и студенты. Это создает определенные трудности, поскольку школьникам нужно сразу заниматься серьезными задачами, с другой стороны, у ребят нет переходного этапа из школы в вуз, что помогает во взрослой научной жизни.

 
Наталья Васильевна СероваСоветник при ректорате, ранее — директор АГ
Школа изначально создавалась для детей, которые собираются построить свою профессиональную карьеру в науке. Задачей всегда было, чтобы здесь собрались заинтересованные умные ребята из уголков России, и, проживая в интернате, учились в особой интеллектуальной среде: с самого первого дня в школе работают вузовские преподаватели. И сейчас 70% педагогов — это преподаватели университета, для которых АГ является тем местом, в котором формируются будущие кадры. Поскольку школа является подразделением университета, мы даже и не школа в этом смысле.

Многие ученики на ночь домой не уезжают, и это вторая особенность: АГ – гимназия-интернат. Тесное взаимоотношение учеников в школе — важный элемент образовательной среды. У ребят формируются тесные связи, которые продолжаются на протяжении жизни.

 
Елизаветаодиннадцатиклассница
В интернате жить удобнее, чем отдельно. Всегда можно прийти к кому-нибудь, узнать что-то у одноклассников, поговорить. Жизнь вместе сплочает: например, когда у кого-то день рождения, то празднуют все.

Третья особенность – огромный педагогический потенциал, позволяющий создавать новые технологии обучения и новые образовательные программы. Один из новых проектов АГ – создание класса конвергенции высоких технологий, где в процессе обучения не реализуются межпредметные связи, а изучается главный объект для всех изучаемых школьниками наук. Это происходит, например, когда математика становится языком для биологических исследований.

Новаторский подход к образованию в гимназии заключается и в переносе значительной части обучения в электронный формат. Это довольно удобно: в СПбГУ работает система BlackBoard, которая позволяет дистанционно взаимодействовать преподавателям и студентам, значительно упрощая процесс обучения.

«В последствии эта система станет полноценной частью школьного образования. Для этого придется постепенно менять отношение ребенка к разным технологиям, все-таки технология школьная, построенная на субъект-субъектном обучении, накладывает свой отпечаток, и надо, чтобы у ребят сначала развились навыки самостоятельной работы».

Об учебном процессе

Формат учебы близок к университетскому: вместо уроков – пары, вместо учителей – преподаватели, вместо четвертных оценок – полноценные сессии в конце каждого семестра, на каникулах – практика.

 
Наталья Васильевна СероваСоветник при ректорате, ранее — директор АГ
Мы даем материал парами, а не уроками, что позволяет изучать каждую тему в законченном варианте. Основная часть работы ребят переносится на самостоятельную. Это позволяет увеличить темп обучения, создать целостное видение предмета, не дробя информацию, и позволяет минимальные трудности выявить уже на первом же занятии.

Учебный план состоит из трех частей: первая связана с образованием академическим, основанным на ФГОСах, далее – образование по специализации на спецкурсах, которые занимают большую часть в учебном плане, третья — факультативные занятия, они направлены на развитие и на реализацию индивидуальных образовательных потребностей.

На удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей направлено почти все обучение: при поступлении ребята выбирают узкий профиль из двух широких направлений (физико-математического и естественно-научного), во время учебы выполняют индивидуальную исследовательскую работу, развивающую необходимые для научной деятельности навыки. Результаты исследовательских работ ученики представляют на весенней конференции. Кроме того, в гимназии есть группа психологов, следящая за состоянием каждого ребенка.

Важная часть учебы – летние практики, во время которых ученики погружаются в будущую профессию. Это помогает разрушить возможные мифы и в случае необходимости сменить специализацию.

Поступление

Прием в Академическую гимназию проводится в несколько этапов:

Прежде всего необходимо подать заявление с пакетом документов и мотивационным письмом. Сделать это можно в электронной форме или принести в Приемную комиссию лично.
При правильном заполнении заявления и полном пакете документов вы допускаетесь к вступительному испытанию
По его результатам формируются рейтинговые списки, по которым и производится зачисление.

Подробности поступления можно узнать на сайте Приемной комиссии СПбГУ.

Типичный день ученика…

…проходит трудно. Ребята занимаются с 9 до 4, до 6. Сначала основные предметы, после перерыва на обед — спецкурсы и факультативы.

 
Наталья Васильевна СероваСоветник при ректорате, ранее — директор АГ
Важно учитывать, что ребенок, если ему интересно, может выдерживать колоссальные интеллектуальные нагрузки, и после 6 часов эти нагрузки не заканчиваются – он идет выполнять домашнее задание. Ребенок постоянно учится. Но, поскольку ребятам интересно, ребята все выдерживают и в большинстве успешно заканчивают школу. В прошлом году около 50% ребят закончили школу на «4» — «5», и это при том, что 5-балльная система у нас сохраняется, и единица и двойка такие же нормальные оценки, как и все остальные. Важно, чтобы была динамика: он может начинать с 1 и прийти к 3, и это уже большая личная победа.

Атмосфера

Ход школьной жизни во многом определяется характером отношений учеников и учителей. Взаимодействие между преподавателем и учеником в АГ прежде всего партнерское. Это то, чем школа очень дорожит, поскольку таких успехов в авторитарной системе добиться трудно.

Несмотря на плотный график учебы, у ребят остается время на отдых, которое они проводят очень разнообразно, благо, университет предлагает множество возможностей: есть несколько спортивных секций, танцевальная и драматическая студия. Ученики много занимаются и организацией досуговых мероприятий. Участвуют в КВНе и чемпионате по «Крокодилу», ходят на киноклуб и проводят экскурсии в школьном музее…

Однако первое, что отмечают ученики гимназии, это свободу, дающую возможность повзрослеть.

 
ВалерияОдиннадцатиклассница
Меня сначала поразили необычные правила. Как таковых их тут нет: нам дают выбор. Нас не ставят перед фактом: вы должны ходить в форме, должны ходить на пары, должны сдавать работы и делать домашку. Мы сами решаем, и это учит нас самостоятельной жизни. Мы сами понимаем, что, если мы хотим узнавать что-то новое, нужно идти на пары и заниматься. И, конечно, сразу видно, что некоторые расслабляются, пользуются положением и не ходят на пары. Так гимназия учит самостоятельности.
Поделиться