В школе все чаще слышен термин— геймификация образования. Эта технология не нова, но активное развитие получила сравнительно недавно, вместе с массой сторонников и критиков. На эту тему написано множество статей и диссертаций: первый поиск в Google Scholar по словам «gamification in education» выдает больше 19 тысяч результатов.

Мы решили разобраться в вопросе и создать целую серию статей про игровые технологии в образовании. Представляем вашему вниманию вводную статью о том, что же такое геймификация.

Что и для чего 

 Многие учителя задаются вопросом: как заинтересовать школьников предметом, когда он «не нужен для поступления» или у каждого есть доступ в интернет и любая информация легко находится.  Ответ прост как и все гениальное — нужно превратить учебу в игру.

Игра Minecraft, где из кубических блоков создается большой мир, а игроки могут взаимодействовать друг с другом, известна всем. Когда этот онлайн симулятор наравне со другими онлайн-играми начал набирать популярность, появилась очевидная проблема: дети предпочитают виртуальную реальность скучным домашним заданиям. Вскоре игра перекочевала на уроки.

Что же сделали учителя?

Вместо того, чтобы прибегать к репрессивным мерам (отбирать телефоны, ставить отрицательные оценки) или убеждать  учеников прекратить играть и начать делать задания, преподаватели решили использовать Minecraft в образовании. 

Так появилось MinecraftEdu – это сообщество преподавателей, применяющих игру в обучении. К настоящему моменту она вошла в программу почти 1000 школ в США и одной школы в Швеции.

В результате увеличилась вовлеченность и заинтересованность школьников в учебе. Согласитесь, очень сложно отвлекаться на сообщения в социальных сетях, если играешь в любимую игру и при этом получаешь новые знания!

Геймификация образования — это применение игровых методик в неигровых ситуациях.

Использование игровых ситуаций помогает увеличить эффективность образовательного процесса не только у учеников младшего возраста. В современном образовании геймификация также часто применяется и для обучения взрослой аудитории: многие компании используют игры для обучения новых сотрудников.

И что в этом хорошего?

Давайте разберемся.

  • В геймификации используются игровые элементы: постановка задач, обратная связь, расположение материала по «уровням», творчество. Игроки набирают очки и баллы, что стимулирует дальнейшее овладение предметом и материалом.
  • Геймификация образования − это не просто превращение процесса обучения в интересное занятие, главная цель игры — узнавание чего-либо нового, развитие ученика;
  • Не все игры «веселые», но все вовлекают игроков в процесс, сложно остаться в стороне и пропустить мимо ушей ту или иную информацию (иначе как играть?).

Игра помогает изучать новое

Американский учитель географии Дэвид Хантер разработал свою программу, основанную на обучении географии через представление мира в условиях зомби-апокалипсиса. Классический учебник был заменен на графические материалы, а уроки превратились в игру, где ученики стараются выжить в зомби-апокалипсисе применяя знания по географии. На портале ted-ed о котором мы писали ранее есть небольшой видео-урок от Дэвида Хантера «Как решить, куда бежать во время зомби апокалипсиса?«.

Детям нравится вживаться в роль — в данном случае это роль спасителей вселенной от зомби. Все любят чувствовать себя героями. Чтобы превратить урок в игру, сделайте подходящий реквизит: карточки с ресурсами, видео, можно попросить каждого придумать персонажу небольшую предысторию. Тут дети проявят фантазию, и урок станет похож на ролевую игру.

При решении игровой проблемы в мини-группах каждый участник команды вносит свой вклад, таким образом ученики учатся искать компромиссы, высказывают и доказывают свою позицию. 

Общие цели, например, добраться до безопасного убежища сообща и раньше другой команды, могут помочь не только изучить предмет, но также решить проблемы с коммуникацией в классе: новичку будет проще влиться в новый коллектив после совместного побега от зомби.  

Кадр видео «Как решить, куда бежать во время зомби апокалипсиса?» — Дэвид Хантер

Подводные камни

У геймификации существует масса критиков, и к ним иногда стоит прислушаться.

Учеба — это не только развлечение. При применении методик гемификации, особенно при работе с детьми младшего возраста, есть большой риск «заиграться» и не заметить, что игра больше не дает знания.

Соперничество — хороший стимул развиваться, но если его не контролировать, то игровое соперничество может привести к конфликтам в коллективе. Если главной целью становится победа в соревновании, образовательный процесс отходит на второй план. 

 
Карл Каппспециалист по электронному обучению
Используйте соревнование, если хотите заинтриговать. Оно должно длиться ровно столько, чтобы дети окунулись в игру и накопили запал.

Представим ситуацию: урок математики, учитель предлагает почувствовать себя Шерлоком Холмсом, «расследовать» преступление путем решения ряда математических задач. Хорошее начало, но есть разные пути: если решение задач происходит индивидуально и ответы оглашаются по поднятой руке, тут возникает риск появления лидера, который быстрее всех решает задачи и не оставляет остальным возможности проявить себя. Даже к таким простым играм следует подготовиться: продумать механику работы с задачами и предоставить каждому, даже самым отстающим, возможность поучаствовать в процессе.

При несбалансированной игре может появиться один явный лидер, тянущий всю активность на себя. В это время остальные участники скучают, чувствуют дискомфорт и выпадают из обучения.

Также нужно помнить, что если за каждое игровое действие «давать конфетку», то игровые награды обесценятся и перестанут служить мотивацией для участников. Не переборщи с поощрениями!

Любая игра должна нести в себе не только развлекательный, но и образовательный характер. Играя на уроках, не забывайте о конечной цели обучения.

Поделиться