Я работала учительницей 6 лет. Это была трудная, но интересная работа. Я искала новые формы обучения, старалась проводить не просто интересные, но живые, полезные, увлекательные уроки. Ориентировалась на результат. Это не просто любовь к учебе, это стремление к развитию. За годы работы в школе я совершила очень много ошибок. Но ведь на ошибках-то и учатся.

Что было хорошо и что плохо?

Первые два года я была ну о-очень плохой учительницей. Меня волновала дисциплина на уроке и, чтобы дети зубрили предмет. Я и сама зубрила, потому что не чувствовала себя уверенной во многих предметных областях. Но считала, что должна без запинки совершенно правильно ответить на любой вопрос ученика. Я не давала права на ошибку ни себе, ни другим. Ужасно, но это тоже часть моей школьной жизни.

Первые удачные интерактивные занятия принесли и первые восторги от работы. Когда на уроке тема разбирается, но основная работа проходит за пределами класса. Ребята спорят. Обсуждают. Думают. Проживают через себя и делают выводы.

Но я решила уйти.

Я поняла, что хватит. Я не получала поддержки в своих начинаниях. Существующая вертикальная система давила и не давала работать свободно.  Мне было страшно зайти в кабинет администрации. Это все долгая отдельная история.

В этой статье я хочу показать все плюсы своего решения.

Пока, бумажки

Точно не буду скучать по вам. Проводишь ты любое мероприятие. Составляешь отчет. Этот отчет идет в другой отчет обо всем мероприятиях школы. Потом в отчет о мероприятиях района. Потом в еще какой-то отчет. А потом идет на черновики в какой-нибудь канцелярии. И это уже хорошо, так как экономят бумажные ресурсы.

А я вот вносила поурочное планирование в трех экземплярах, выставляла итоговые оценки в трех ресурсах: электронном журнале, базе Параграф и личных делах. А ведь в некоторых школах еще и бумажные журналы остались. Чтобы было яснее: столько времени я трачу на создание небольшой ролевой игры на урок.

В России одна из самых забюрократизированных школьных систем. Почитать об этом подробнее можно здесь.

Теперь я не административный ресурс

Это самый неприятный пункт в работе учителем, во всей школьной системе, потому что ты должен взять открепительный и проголосовать на школьном участке или лишишься премии. Если ты директор и не в силах обеспечить наполнямость избирательного участка, то тоже лишишься премии. В лучшем случае. И так далее, так далее. Обязательные участия в государственных митингах, плановые субботники. Продолжать можно до бесконечности.

Я научилась говорить «нет». И мир не перевернулся. Но существовать в школьной системе стало еще сложнее. Такая система не должна существовать.

Директорский ковер

У меня не дергается глаз, каждый раз когда меня просят пройти к директору. А раньше дергался, и я старалась отодвинуть подальше этот момент как напроказивший ребенок.

Было много ситуаций, когда администрация не пыталась совместно решить вопрос, принять решение. Просто ищут виноватого. И виноватым скорее всего становишься ты. Бывают и исключения. Но я ни разу не уходила с мыслью, что теперь мне четко понятны мои ошибки и есть совместный план по их исправлению.

Я стала человечнее

Это проблема всех врачей, учителей и представителей других помогающих профессий. Деформация. Она с нами, даже если мы так не думаем. Врач, лечащий перелом, не думает о человеке, как о личности, хотя может быть всем сердцем хочет ему помочь. Учитель в отношении ученика тоже преследует свои намерения. Они могут быть супергуманными, но все же он ставит основной целью «выработать определенные навыки и знания». Всегда есть исключения. И исключений всегда меньше.

Гуманность проявляется в мелочах: разрешить съесть булочку на уроке, если ребенок голоден, не отчитывать злобно за невыполненное задание, а сделать его вместе. Не оскорблять. Это, пожалуй, самое важное. Даже если этот пятиклассник пришел в школу с синими волосами и пирсингом во всех местах.

Форма, пока!

Ура! Я могу надеть джинсы и не прятаться весь день от директора. И даже волосы в косу не надо заплетать. А ведь есть школы, где учителей и учеников оценивают вовсе не по внешнему виду.

Хочу добавить, что это пример конкретных ситуаций в конкретной школе. В других школах все может быть по-другому.

Школа, в которую я бы вернулась

Я хочу работать в приятном месте. С уютной столовой, библиотекой с диванчиками, где можно было бы как читать, так и просто чилить. Большой компьютерный класс и, конечно же, WI-FI. Бесполезно отключать интернет в школах, все итак сидят через мобильный. А так бы мы и экономить могли, и работу с поиском информации на уроках ускорить. Школа должна быть современной.

Самое главное — неформальная атмосфера. Люди вокруг могут либо убить во мне все мои порывы, либо вдохновлять. Я бы никогда не ушла из школы, где меня бы окружали такие коллеги. Волонтеры Школьных проектов в качестве коллег — идеальный вариант. Они поддерживают, если что-то не получается, не стесняются критиковать и давать обратную связь.

Я хочу решать проблемы вместе с коллективом. Чувствовать возможность высказать свое мнение. Возможность ошибаться, исправлять свои ошибки и рассчитывать на помощь.

В такой школе вопрос о косичках и джинсах не поднимался бы.  Это просто не имело бы значения.

Меньше бумажек — больше действия. Интегрированные занятия, научные проекты, исследования с чаем, печеньками и человеческими отношениями. И не отчеты о таких мероприятиях, а проведение их как чего-то само собой разумеющегося.

В такую школу я бы вернулась. И, надеюсь, такие школы у нас в городе есть и их много.

Итак, вернусь ли я в школу? Не в этом году точно. Но я скучаю по всему хорошему, что в ней было. А что будет потом — кто знает?

Иллюстрации: Женя Ранаевская для ШП

Поделиться