Как сделать свой предмет приятным и увлекательным для учеников?Как объяснить родителям, что компьютерные игры — это не абсолютное зло? Александр Воронов рассказывает, как стратегии и квесты могут найти свое место в списке ваших домашних заданий. Осторожно, вы можете увлечься!

В последнее время все чаще возникают споры о месте компьютерных игр. Видеоигры – развлекательный продукт или новый интерактивный вид искусства? Присоединяться к той или иной позиции я не стану, но попытаюсь раскрыть не менее интересную, на мой взгляд, тему: игры как образовательный ресурс.

Если преодолеть старый стереотип о видеоиграх, как о пустой, сугубо развлекательной трате времени, то можно заметить, что в них содержится огромный потенциал для образовательной работы. В доказательство приведу несколько конкретных примеров.

Стратегии

Самый очевидный пример. Трудно объяснить школьнику значение терминов «парадигма», «социальный институт»? Серия игр «Civilization» в помощь. Удивительный шедевр Сида Мейера пережил уже 6 реинкарнаций и с каждой разом становится только лучше. «Цива», как ее ласково называют фанаты в России, поможет разобраться не только с вышеуказанными терминами, но и наглядно продемонстрирует, пусть и в сжатой форме процесс развитие отдельно взятой цивилизации. Начать маленьким поселением и развить его до настоящей сверхдержавы. Когда игра против компьютера вам надоест — соберитесь компанией энтузиастов и поиграйте по сети в партию, которая может длиться до 10(!) часов. Поверьте, это мало с чем сравнимое удовольствие.

Для любителей хардкорных стратегий (таких людей много) и контурных карт (а вот таких уже гораздо меньше) на помощь придут игры компании Paradox Interactive, серии «Europa Universalis», «Hearts of Iron», «Crusader Kings» – идеальный вариант для показательного урока по исторической географии. По принципу игры похожи на «Civilization», но временные рамки ограничены отдельными историческими периодами (Семилетняя война, освоение Нового света) и геймплейно с большим упором на дипломатию и торговлю.

Action

Для любителей истории и игр жанра Action – серия «Assassin’s Creed». Продукт компании Ubisoft это коктейль из исторического боевика, стелса (игры нацеленной на скрытное прохождение), симулятора паркура и открытого мира. В моем вузе есть дисциплина, связанная с просмотром исторического кино, заданием на которой было нахождение допущений и неточностей в изображении исторического процесса. С «Ассасином» можно применить тот же подход. Сюжет этой серии игр — заигрывание с историей различных временных периодов (Ренессанс, Американская и Французская революции). У игры безумное количество поклонников среди школьников, особенно средних классов. Задайте им подобное задание – школьнику самому станет интересно, как на самом деле Наполеон пришел к власти, а Америка перестала быть британской колонией.

RPG и квесты

История, наверное, самый благодатный предмет для видеоигр, содержащих образовательный ресурс. Но как быть с остальными дисциплинами? Первое и наиболее очевидное, что приходит на ум, с чем поможет любая игра – иностранный язык. Тут, в принципе, не важен даже жанр, подойдет все что угодно, хотя я бы порекомендовал игры с большим упором на прочтение текста – RPG или квесты. Они помогут выучить язык не только на базовом уровне, но и узнать сленговые слова и выражения, поспособствуют пониманию игры слов. Для школьников, желающих выучить, например, английский, вкупе с просмотром фильмов и сериалов на языке оригинала с субтитрами, это идеальный вариант.

Кроме того, квесты будут полезны для развития логического мышления и быстрого решения неочевидных задач, а ролевые игры с многослойными сложными сюжетами могут познакомить школьника с понятиями морали, религии и межэтнических конфликтов.

Симуляторы

Для урока биологии, посвященного эволюции можно воспользоваться игрой «Spore» — настоящим симулятором этого процесса. Начать обыкновенной клеткой и пройти все стадии развития организма – невероятно занимательно. В моем детстве восторгу от игры не мешала даже ужасная оптимизация.

Ну, и закончить бы хотелось на «Sims». Трудно найти человека, который бы никогда не слышал об этом симуляторе жизни человека. Если бы я использовал его в образовательном процессе, то смотрел в сторону обществознания. Игра способна иллюстрировать огромное количество ситуаций, на примере которых школьнику можно очень просто объяснить те или иные социальные процессы.

Образовательный потенциал компьютерных игр можно раскрывать долго. И если покопаться в библиотеке Steam, то, наверняка, найдется еще много чего интересного, в том числе игры категории indie. Видеоигры, в том или ином виде, продолжат прочно входить в жизнь современного человека, возможно, в первую очередь это касается школьников. Отворачиваться от этого процесса и не пользоваться его плодами в образовании было бы не правильно.

Обложка: Юлия Пелинен.

Поделиться