29 января исполняется 160 лет со дня рождения Антона Чехова. Об одном из самых ярких представителей русской литературы нам рассказал филолог Юрий Ретюнский. 

Чехов и другие

— Чехов популярен в России?

— Да, но в США больше.

— Почему так вышло?

— Легенда о русском театре как самом психологическом в мире еще жива, слава МХАТа не умирает. А еще имидж самого Антона Павловича. Это эталон русского интеллигента.

— Как к Чехову относились его современники – Бунин, Горький или, например, Толстой?

— Любили. Уважали его подвиг судьбы и творчества. Граф Лев Толстой называл Чехова «Пушкиным в прозе». Максим Горький дружил с ним. Дмитрий Мережковский трогательно описывал в одной из статей похороны Чехова в Москве, как траурная процессия встречала гроб из Германии с телом писателя.

Жанровое мастерство

— Почему Чехов считается рассказчиком номер один в русской литературе?

— За счет натурализма, который достигается за счет выбора удачных деталей. В рассказе «Хирургия» фельдшер, проводящий прием пациентов вместо врача, держит между пальцами сигару. Напиши сигарету – эффект будет другой. Диалоги очень живые. «А ты, дура, испугался», — говорит землемер вознице Климу. И нам понятен духовный облик героев.

— Что есть в творчестве Чехова такого, что отличает его от других классиков?

— Выдвижение на первый план именно жизни в самых простых проявлениях (быт), ее трагедии и драмы удачно демонстрировал.

— Медицинское образование помогало Чехову создавать героев, их страдания?

— Думаю, образование не прошло бесследно, особенно практика. Но телесные заболевания у Чехова всегда вторичны по отношению к душевным. Особенно у позднего.

— Пытался ли Чехов написать масштабный роман?

— «Остров Сахалин» на роман мало похож, однако «Драма на охоте» изначально задумывалась как повесть, которая могла развиться в роман.

— Правда ли, что Чехов комплексовал и даже страдал из-за того, что так и не написал объемное произведение?

— Я так не думаю. Он понимал, что мастерски владел искусством написанием рассказа. «Капитанская дочка» Пушкина — тоже не совсем роман. И от этого совсем не хуже.

Школа и Чехов

— Как школьники относятся к творчеству Чехова?

— Без улыбки не обходится ни один урок по творчеству Чехова. Дети с радостью читают его рассказы, краткость изложения, безусловно, помогает им изучать творчество писателя.

— Какие произведения Чехова, на ваш взгляд, стоит добавить в школьную программу?

— «Дядя Ваня», «Степь», пожалуй. В пьесе авторский талант раскрывается в жанровом эксперименте, совмещении драмы и комедии. В повести «Степь» раскрывается талант Чехова — умение создать символичный пейзаж.

— Какие сложности возникают у школьников в процессе изучения произведений Чехова?

— Это доступный для понимания автор, на мой взгляд.

Мировоззрение Чехова

— Что Чехов ненавидел в людях, а что любил?

— Людей-патефонов. Ложь во всех проявлениях (красивую даже больше). Ценил гармонию и красоту отношений.

— Кем вдохновлялся Чехов?

— Ивана Тургенева считал образцом писателя-художника. Также Чехов высоко оценивал Михаила Лермонтова.

— А кого можно назвать творческим наследником Чехова?

— Эдуард Асадов думал о тех же вещах в своих стихах. Михаил Зощенко близок по стилю, по форме иногда в рассказах.

— Из-за истории с путешествием Чехова на Сахалин и пороков людей, особенно чиновников, описанных в рассказах, в советском литературоведении было принято считать писателя борцом с царским режимом. Справедливо ли такое отношение?

— Точного ответа на вопрос о политическом мировоззрении Чехова я не встречал. Есть самые разные версии: от пламенного революционера до реакционера. Поэтому аккуратнее с Чеховым!

Чехов и театр

— Почему от рассказов Чехов перешел именно к театру?

— Жена и новый круг общения сказались на творческом желании развиваться, экспериментировать с направлениями произведений. В каком из рассказов могли бы смотреться так органично слова из монолога о «небе в алмазах»?!

— У Чехова были проблемы, связанные с постановками пьес (цензура, конфликты с актерами и режиссерами)?

— Константин Станиславский и Владимир Немирович его хорошо понимали, но и там были разночтения. «Чайку» не приняли, особенно в Петербурге. Играли по-своему, важно. Драматург настаивал на жанре «комедия».

— Чехов — комик или трагик?

— Обычно его творческое наследие делят на два этапа: в начале веселый, затем грустный. Это слишком просто. Я думаю, чеховский юмор как две стороны одной медали – всегда в смешном проглядывает что-то умное, а в серьезном – дурацкое. Эссенция сахара ведь, как известно, горькая.

Филологическое мнение

— Какие произведения Чехова, на ваш взгляд, самые актуальные сегодня?

— «Оратор», потому что кругом в наше время можно услышать пустые слова. «Шведская спичка» — разве семейные ценности стали за эти сто лет крепче? И что самое обидное — «Палата №6» — боль нашей жизни.

— Три ваших любимых рассказа Чехова.

— «Драма», «Ночь перед судом», «Тоска».

— Чехов заставил вас бороться с какой-нибудь проблемой?

— Пошлость.

— Чему учит Чехов сегодняшнего читателя?

— Не опускать руки. Сражаться. Чехов кричит нам со страниц своих произведений: «Не становись на сторону зла, помни доктора Дымова – останься чистым как стекло».

Поделиться