Сегодняшний дайджест короче, чем обычно, но не менее интересен. Встреча с “Учителем для России” в Петербурге, очередные новости #проЕГЭ и новая онлайн-площадка с курсами по искусствоведению, музыке и литературе. Читайте о сексизме в школьной программе по литературе и о том, почему дети не должны любить читать. На десерт — философия и проблема существования реальности.

И снова онлайн-образование

Magisteria — новая площадка с лекциями об искусстве, литературе, музыке и философии от компании Rosebud Interactive.

Задача авторов площадки — дать современникам возможность быть независимыми в своих суждениях. На пути к цели помогают опытные наставники: для Magisteria это философы, поэты, филологи и искусствоведы.

Сейчас на сайте пять курсов: “Пушкин: однажды и навсегда”, “Традиционный текст и его живописная интерпретация”, “Литургический год с И.С. Бахом”, “Введение в философию Аристотеля” и “Серебряный век”. Лекции здесь можно читать и смотреть. Рассказ сопровождается иллюстрациями и подписями к ним. К каждой лекции есть список ссылок на источники и научную литературу.

Пока на Magisteria не появились курсы по естественным и прикладным дисциплинам, посмотрите, где еще стоит поучиться, не отрываясь от экранов гаджетов и компьютеров.

Под колпаком

Госкомиссия по радиочастотам разрешила использовать “глушилки” во время ЕГЭ, сообщают “Ведомости”. На пунктах проведения экзаменов появятся системы подавления операторских сигналов. Главная проблема в том, что “глушилки” не могут работать целенаправленно только в одном здании, а значит, проблемы со связью будут испытывать жители соседних домов. Кроме того, на территории проведения ЕГЭ будут проблемы с вызовом служб экстренной помощи.

Мы советуем вам не рассчитывать на помощь гаджетов во время экзамена, а готовиться к нему заранее. О том, как выжить в последний школьный год, читайте в материале Александра Никулина.

Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», 1965 г.

Презентация программы “Учитель для России” в Петербурге

Учитель для России” с 2015 года готовит команды энтузиастов, которые уезжают в регионы России в обыкновенные школы. Кто эти сумасшедшие люди и что они находят в этом деле? Стоит ли ехать и как попасть: обо всем этом будут рассказывать на встрече 21 марта, во вторник,  в пространстве “Тайга”. Не забудьте зарегистрироваться.

“Зачем читать книги?”, или в чем проблема школьных уроков литературы

АфишаDaily опубликовала интервью с Артемом Новиченковым, учителем литературы, преподавателем “Вышки” и методистом “Учителя для России”.

В школьном преподавании литературы он видит несколько проблем: акцент на форме произведения, а не на смысле, невозможность честного диалога между учителем и учениками, гендерное стереотипизирование искусства и отношение к чтению как к обязательству.

Кадр из фильма «Вверх по лестнице, ведущей вниз», 1967 г.

Тексты произведений зачастую сводятся к тому, “как”, а не “о чем” написано, и вместо литературы дети изучают литературоведение: набор клише и терминов вроде “фамусовское общество”, “лишний человек”, “лирический герой”, “говорящие фамилии”. Учитель не может начать с классом диалог о том, почему несчастен Печорин, из-за чего погибла Каренина и в чем психологизм Онегина: какому семикласснику будет интересна трагедия взаимоотношений народа и власти в «Борисе Годунове»? Отношение к литературе как к инструменту формирования личности — советский стереотип. Верим ли мы самим себе, когда говорим, что чтение делает нравственнее, умнее, лучше? А если нет, то почему школьники должны любить читать? От того, что мы пичкаем их текстами XIX века литература только страдает: становится дальше, непонятнее, скучнее.

“Задача старших познакомить ребенка с книгой, сократить дистанцию, а не обязывать читать”.

“А был ли мальчик?”: почему мир не существует и это нормально

“Горький” запустил новую рубрику “Кастанеда об этом ничего не писал”, в которой объясняет основные тенденции современной философской мысли. Первый текст посвящен вопросу существования мира и попыткам описать “все то, что имеет место”, как сказал Витгенштейн.

Начиная с мысленного эксперимента Спинозы с червяком в крови человека погружаемся в историю “проблемы внешнего мира”: мы никогда не сможем произвести абсолютное знание о “реальности”. Каждый раз оно будет неполным, несмотря на свою первичность (то есть именно полноту). Это значит, что реальность обладает взаимоисключающими характеристиками. Однако еще со времен Аристотеля известно: то, что обладает противоречивыми свойствами, существовать не может. И это выводит нас на проблему “второго уровня” — проблему существования мира вообще.

Из текста вы узнаете о том, как об этом спорили Декарт и Кант, и что пишет об этом Ален Бадье в книге “Век”. Ее, кстати, недавно перевели на русский язык.

Поделиться