21 ноября исполняется 150 лет со дня убийства студента Ивана Иванова. Именно после этого эпизода революционеры стали действовать радикально. Убийства, теракты, покушения на министров и жандармов — все это появилось в истории России благодаря Сергею Нечаеву.

Три пути

После смерти Николая l, который жестко контролировал содержание газет и журналов, в русском обществе началась оттепель. Александр ll даровал свободу не только крестьянам, но и печатным изданиям.

Журналы начали печатать произведения будущих классиков русской литературы. В то же время такие люди, как Герцен или, например, Чернышевский безнаказанно распространяли антигосударственные листовки и газеты. Особым спросом оппозиционные издания пользовались у молодых людей.

Шло время, и в обществе сформировались три главных пути революционного развития страны. Их во второй половине XIX столетия описали Михаил Бакунин, Петр Лавров и Петр Ткачев. Каждый из них придерживался своих взглядов на будущее России.

Михаил Бакунин

Лавров пропагандировал идею о создании мощной революционной организации. По его мнению, со временем такая группировка смогла бы добиться популярности у масс за счет хорошо налаженной агитации. Лавров надеялся, что организация с помощью пропаганды станет реальным претендентом в борьбе за государственную власть. По его задумке, представители интеллигенции должны были заняться народничеством — сближением с крестьянами и бедными рабочими. Этот процесс впоследствии назвали «хождением в народ».

Ткачев понимал, что революция не может произойти быстро. Он считал, что крестьяне еще не готовы поддерживать масштабный бунт. Как и Лавров, Ткачев думал о создании сильной революционной организации. Однако он выступал за заговор против власти, а не за завоевание признания со стороны масс.

Бакунин возглавлял «Бунтарское» движение. Анархизм — опора идеологии Бакунина. В основе этого направления лежало полное разрушение государственных институтов путем вооруженных восстаний и покушений на высокопоставленных людей. По мнению Бакунина, крестьяне были готовы к радикальным действиям. Интеллигенция также должна была поддержать насильственное свержение власти.

Именно идеи Бакунина сформировали мировоззрение и политические идеалы Сергея Нечаева, о котором пойдет речь дальше.

Нечаев: легенды и реальность

Жизнь Нечаева до сих пор овеяна различными мифами и выдумками.
Например, вопросы вызывают некоторые воспоминания соратников-революционеров о Нечаеве. Как молодой человек из небогатой семьи, которого еще в юности продали в крепостные помещику, смог бежать в Европу, и говорить там свободно на самых разных языках? При каких обстоятельствах он лично познакомился с Бакуниным? Был ли Нечаев связан с революционным интернационалом в Европе?

Ответить на все эти вопросы невероятно сложно. Впрочем, даже если некоторые слухи о Нечаеве сильно преувеличены, и без них его судьба насыщена порой необъяснимыми событиями.

Портрет Сергея Нечаева

Ещё подростковом возрасте Нечаев получил вольную и перестал быть крепостным. Однако жизнь его лучше не стала: с 10 до 18 лет будущий террорист разносил еду и вытирал полы в самых грязных кабаках. По всей видимости, именно тогда Нечаев возненавидел окружающую его реальность.

В 18 лет Нечаев безуспешно пытался поступить на народного учителя. Он регулярно посещал лекции для вольнослушателей в Санкт-Петербургском университете. Там будущий революционер узнал об оппозиционной литературе Бакунина и реабилитированных декабристов.

Также на мировоззрение Нечаева повлиял роман Чернышевского «Что делать?». Борец с царской властью вспоминал, что «спал на голых досках», подражая одному из главных героев романа — Рахметову.

От слов к террору

В 20 лет Нечаев начал свою революционную деятельность. Он поддержал студенческие бунты, начавшиеся после неудавшихся покушений на императора Александра ll.

В 1869 году Нечаев уезал в Швейцарию. Там он написал одно из наиболее значимых революционных произведений — «Катехизис революционера». В этой прокламации Нечаев размышлял о том, каким должен быть настоящий революционер, что он должен делать, как должен относиться ко всему, что его окружает. Если коротко, то революционер, по Нечаеву, обязан жертвовать всем и быть готовым убить любого: друга, родственника или невиновного мирного жителя, если это идет во благо идеала — революции. В каком-то смысле произведение Нечаева — Библия революционеров.

В том же году Нечаев вместе с одной из своих группировок убил студента Иванова. Нечаев задумал это преступление, чтобы реализовать важный пункт из «Катехизиса революционера». По мнению террориста, добиться единства людей в борьбе за победу революции можно было только насильственными методами. Пролитая кровь должна была сплотить между собой борцов с правительством. Именно поэтому Нечаев регулярно формировал революционные пятерки по всей России. Одного из пяти участников таких группировок убивали другие четыре, обвиняя его в предательстве.

Сергей Нечаев

Первой жертвой «Народной Расправы», а именно так называлась подпольная организация Нечаева, стал ни в чем не провинившийся Иван Иванов. Группировка жестоко избила студента, а выстрелил в жертву сам Нечаев. Так началась радикализация революционеров по всей России, получившая название «нечаевщина».

Труп революционеры сбросили в реку. Вскоре жандармы его нашли. Власти задержали всех террористов, кроме Нечаева.

Нечаев скрылся, сбежав в Европу. Однако правительство Швейцарии выдало Нечаева России. Последние 10 лет жизни революционер провел в стенах Петропавловской крепости. Там он переписывался с террористами из «Народной воли».

Ходили слухи о том, что революционеры готовят побег Нечаева. Но никаких попыток освободить главу «Народной Расправы» народники так и не предприняли.

Террорист умер в Петропавловской крепости в декабре 1882 года.

Нечаев и литература: от Базарова к Верховенскому

Процесс перехода общества от нигилизма, то есть отрицания всех старых устоев, к нечаевщине показали писатели-классики. Иван Тургенев в романе «Отцы и дети» увидел в образе Базарова — главного героя произведения, нарастание недовольства старыми порядками со стороны молодежи. Позже Федор Достоевский, узнавший об убийстве Иванова, написал книгу-предсказание «Бесы». В ней писатель отразил негативные последствия нечаевщины: ненависть, убийства, страдания невиновных людей. Нечаев стал прообразом одного из главных «бесов» романа — Петра Верховенского. Русские писатели выявили неизменный переход в умах молодых людей от отрицания к разрушению.

Образ Нечаева вошел отечественную культуру, оставив огромный след в истории России. Убийство царя-освободителя Александра ll, народнические движения, покушение на Столыпина, которое привело к гибели Министра внутренних дел, все это — результат влияния нечаевщины на русское общество.

Поделиться