В сознании большинства комиксы прочно ассоциируются с похождениями парня, который носит исподнее поверх лосин, или с голливудскими красавцами, которые почти каждый месяц спасают человечество на большом экране. Но что если хочется чего-то другого?

На самом деле, современная комикс-индустрия предлагает варианты на любой вкус: супергерои и суперхомяки, биографии деятелей искусства, энциклопедии, художественные произведения. В моем личном топе неожиданных экземпляров – «Капитал» Маркса и идеи Ницше. Комикс «Капитал», представляете?! И, конечно, тема прав человека в рисованных историях тоже затрагивается. Я расскажу о нескольких таких комиксах, которые точно заслуживают вашего внимания. 

The Arrival. Прибытие. Шон Тан

Прибытие – это история иммигранта, рассказанная без единого слова. Нет, серьезно, автор не использовал ни единой буквы даже там, где, казалось бы, это необходимо. Поначалу, конечно, может показаться, что комикс без слов – это какая-то странная затея, но потом понимаешь, что тут они были бы лишними. Именно без слов получается магия эмпатии: читатель и персонаж вместе идут через страницы, сталкиваясь с «языковым барьером», изъясняясь жестами и рисунками. 

Не называя ни времени, ни национальности, переместив персонажей в вымышленную фантастическую страну, Шон Тан изображает одновременно как переселение одной конкретной семьи, так и тысяч других, проделавших тот же путь.

Мафалда. Хоакин Лавадо

Аргентинский комикс, популярный в 60-70-е года прошлого века о девочке Мафальде, которая не по годам заинтересована проблемами человечества. Не смотря на то, что комикс выглядит ориентированным на детей младшего школьного возраста, детским он не был: стрипы о Мафальде публиковались в газетах «на злобу дня» и затрагивали проблемы политики Аргентины того времени, холодной войны, гонки вооружений. Все это перемежалось с проблемами обычного ребенка: во что поиграть с друзьями или как не есть ненавистный суп. Например, в одном из выпусков Мафальда играет в друзьями в ядерную войну, потому что «ритм современной жизни вынуждает играть в короткие игры», а в другом вздыхает над тарелкой супа, заявляя, что «суп для детства – это как коммунизм для демократии». Как такового, сюжета в комиксе нет, а каждый стрип – это диалог Мафальды с родителями или друзьями.

К середине 70-х Мафальда постепенно уходит из газет, и Хоакин Лавадос использует ее образ в основном для содействия правам человека. Так Мафальда появляется в иллюстрациях к Конвенции о правах ребенка ЮНИСЕФ.

Я — слон! Владимир Рудак и Лена Ужинова

«Я – слон» – это пьеса в формате комикса, так что с первой же страницы вы занимаете место в зрительном зале. На сцене главный герой – человек с инвалидностью, который выбрал для себя образ толстокожего слона. Он говорит о жизни в инвалидном кресле, смеется над «фильмами для инвалидов», сетует на пиццерию, которая не доставляет заказы в больницу. Все это с самоиронией, сквозь которую иногда просвечивает грусть. При этом «Я-слон» не пытается давить на жалость, а просто рассказывает личную историю о принятии себя. Пьеса во многом основана на личном опыте автора, Владимира Рудака, который так же живет с инвалидностью.

Если вы по каким-то причинам до сих пор избегали российских комиксов, то пришло время это исправлять. И я бы посоветовала начинать со Слона.

 

Маус: Рассказ выжившего. Арт Шпигельман

Первый комикс, удостоившийся Пулитцеровской премии. Одна из первых попыток рассказать об ужасах Второй мировой войны в массовой культуре. Не вспомнить его в этой подборке было бы преступлением! Маус – графический роман об отце автора, Владеке Шпигельмане, польском еврее, пережившем Холокост. События комикса разворачиваются в двух временных промежутках: жизнь Владека до и во время Второй мировой войны и 80-е годы, где он, уже постаревший, рассказывает об этом сыну. На первый взгляд Маус – это про ужасы Холокоста, и, конечно, истории Шпигельмана-старшего уделено больше внимания, но уже после нескольких глав понимаешь, что здесь есть нечто большее. Что комикс так же освещает проблему взаимоотношений стареющего отца и сына, и личные переживания автора, который живет с чувством вины за то, что его жизнь легче, чем жизнь его родителей.

Не смотря на подачу в виде комикса, где все персонажи заменены животными, Маус не кажется чем-то детским (а в России и вовсе имеет маркировку 18+). Так что если вы ищете комикс о Холокосте для людей помладше, то советую обратить внимание на Поиск Эрика Хёвела. Ну, а если возраст вам позволяет, то смело читайте.

Поделиться