Лариса Ивановна поставила двойку, Алёна Сергеевна написала замечание в дневник, а Андрей Владимирович попросил сдать работу уже завтра. «Ууу, они точно пошли в учителя, чтобы мучить детей!» Знакомые мысли? Школьные проекты расспросили преподавателей почему на самом деле они пошли в школу и что думают о своей работе.

Когда я только поступила в РГПУ им. А.И. Герцена и рассказывала об этом с горящими глазами, чаще всего мне говорили: «Ума нет — иди в пед». Будто это что-то плохое. Два года подряд я оказывалась на потоковых лекциях первокурсников, где на вопрос: «Кто из вас пойдет в школу?» неуверенно поднималось не больше пары десятков рук из ста присутствующих. А с задних парт театрально шептали на всю аудиторию: «Только не это! Никогда». Но ведь кто-то же идёт после педвуза в школу. Я решила узнать у своих будущих коллег, как они пришли в школу и довольны ли выбором.

Имена учителей изменены, но все герои абсолютно реальные, можете быть уверены.

Светлана Алексеевна

​Со школы мне нравились дисциплины, которые я теперь преподаю. Но в том городе, где я жила, с ними либо в медицинский, либо в педагогический. В медицину я не хотела, так и получилось, что поступила в пед. Не жалею. Сейчас я себя где-то в другом месте уже не представляю. Всегда шучу, что, кроме как учить, больше ничего и не умею. В работе мне нравится постоянное общение с детьми, каждую минуту новости. Но не нравится, что очень много дополнительной бумажной работы, имеющей опосредованное отношение к процессу обучения. Учителя завалили бумагами. Это во-первых. Во-вторых, завышенные претензии родителей и вместе с тем, часто, их собственное безответственное отношение к своим обязанностям по общению и воспитанию ребенка. 

Наталья Александровна

Думаю, что пошла работать педагогом потому, что мечтала ещё в детстве стать воспитателем в детском саду. Учась в школе, в 8 классе полюбила учителя истории Анну Ивановну . И уже не мыслила себя без истории и процесса её преподавания. Был выбор — юрфак или истфак. Из-за субъективных обстоятельств выбор пал на исторический факультет пединститута. После первой практики поняла, что школа — моё призвание. И если бы не наша «замечательная » зарплата, то ни разу не пожалела о сделанном выборе. Быть учителем — круто! Когда приходишь на урок без сил, и через мгновение после звонка и начала урока у учеников загораются глаза от твоего рассказа или объяснения, то забываешь о проблемах и болезнях. Это огромный плюс. Ещё всегда находишься в жизненном тонусе. Дети очень чувствуют тебя как личность. И хочется всегда быть на высоте. Нравится сам процесс преподавания предмета, нравится общаться и следить за взрослением учеников.

Что не нравится? Категорически не нравится система образования в стране. Огромное количество учителей, которые ненавидят не только свою работу, но и учеников, чем калечат детские души. Бороться практически невозможно ни с системой, ни с коллегами. И , безусловно, низкая оплата труда: нужно бежать в частную школу, чтобы финансово жить независимо.

Александр Игоревич

Моя мама — кандидат педагогических наук, и я вырос в среде, сформировавшую во мне тягу к преподаванию. Поэтому я поступил на педагогическое направление в университет, а после пошел работать в школу. В моей работе мне нравится постоянное и непрерывное саморазвитие, а также комплекс научных познаний от психологии до педологии, это очень интересно и увлекательно. В целом, я доволен работой в школе. Хотя, возможно было бы не плохо иметь какие-то льготы или помощь в приобретении квартиры.

Нина Викторовна

Я стала учительницей случайно: нужна была работа на полдня, чтобы совмещать со спортом. Увидела на суперджобе вакансию учителя обществознания и решила позвонить. Подумала, что все равно не возьмут, но меня взяли. Работаю в школе уже пятый год, бросила спорт. Невозможно было и там, и там выкладываться, так что я выбрала школу. Мне нравится общаться с учениками. Школа заставляет работать над собой: быть терпеливее и терпимее, учиться понимать людей, контролировать свои чувства и эмоции. Становишься счастливее, если видишь неравнодушные, заинтересованные, удивленные или задумчивые лица на твоём уроке, но это, увы, не всегда случается.

Но не нравятся мне отношения между администрацией и учителями: чувствуешь себя незащищённой в сложной ситуации. Мне важны доверительные отношения с руководством — это повышает продуктивность моей рабой в разы, но администрация — последнее место, куда я пойду за советом. Очень некомфортно на работе из-за этого. Другие учителя чувствую похожее. Бывает сложно найти общий язык с отдельными учениками, но это не так страшно, всегда можно найти решение. В целом я очень люблю свою работу, но иногда она сильно эмоционально изматывает, и это тяжело.

Екатерина Семеновна

Это была моя навязчивая идея с семи лет. Однажды на даче, собирая клубнику, я повернулась к маме и сказала: «Мама, я буду учителем!» С тех пор я не отказывалась от своей мечты. Я рада, что посвящаю свою жизнь именно преподаванию. В моей работе меня привлекает непринуждённое общение с детьми и то, что каждый день не похож на предыдущий. Дети делают сюрпризы каждую секунду. И это здорово! Не нравится ли мне что-то? Не могу конкретно сказать. Может, порой слишком много бумажной работы, я имею в виду документацию.

Мария Андреевна

По специальности я -IT-инженер. Закончив обучение, я хотела работать в какой-нибудь крутой IT-компании, но университетских знаний, как мне казалось, было недостаточно. Поэтому я решила годик поработать в школе, а параллельно еще подучиться. Отучилась на курсах, а тут и лето подкралось незаметно. После лета увольняться в никуда было страшно, а бросать детей в середине года тоже не хотелось. И вот так уже четыре года — от лета до лета.

Что нравится в работе? На первом месте — большой отпуск. Это же главная причина, почему я еще не уволилась. 56 дней отпуска дарят прекрасную возможность путешествовать. Еще нравится общение со старшими детьми: ты вроде как в теме всяких подростковых штуковин (музыка, шутки и т.д.). Но эта работа забирает слишком много энергии. После работы не хочется ни с кем разговаривать, родные обижаются. Возможно, на других работах то же самое, но мне не с чем сравнивать. И еще она забирает много времени на подготовку к урокам. Люди приходят с работы и отдыхают, а тебе еще уроки делать.

Иллюстрации: The Simpsons created by Matt Groening.

Поделиться