Мы начинаем новую подборку мест, в которых можно получить знания в неформальной атмосфере и комфортной обстановке. Рубрика будет пополнятся каждую неделю.

Первый выпуск о том, может ли наука быть интересной, если о ней говорят зануды? «ШП» побывали в их штаб-квартире на улице Достоевского и выяснили это.

С августа 2016 года в кластере «Игры разума» появился «Зануда» — научно-просветительский проект, делающий науку понятной и доступной для каждого. Здесь стоит побывать и школьникам, и тем, кому за 18.

Лекции в шапочках из фольги, кинопоказы в тапочках

Сидим в полумраке, сверху приглушенный розоватый свет, вокруг тихо переговариваются люди. Это лекция, но из лекционного зала здесь только расстановка мебели: ряды стульев, перед ними небольшой стол. Александр Рикель, доцент психфака МГУ, говорит о теории поколений и связанных с ней стереотипах.

Каждую неделю проходит несколько мероприятий. Выступать зовут ученых-психологов, астрономов, психиатров и биологов. Лекторий — самое крупное мероприятие «Зануды».

 
Виталий Васяновичруководитель научно-просветительского проекта «Зануда», магистр психологических наук
Главных направления у нас два: психология, в которой много лженауки, и астрономия, за которой будущее. Мы берем экспертов с горящими глазами, тех, кто хочет выступать и делает зрелищные и познавательные лекции.

Лекторы с крокодилами и в шапочках из фольги говорят о сложных вещах так, чтобы было понятно, что они касаются каждого. Как определить, что ваш собеседник лжет? Что и как нужно сказать в банке, чтобы вам дали кредит? Виталий Васянович рассказывает о психологии лжи:

Попасть на лекцию легко: следите за анонсами в группе ВКонтакте и регистрируйтесь. Большинство мероприятий бесплатные, если понравится, можно оставить пожертвование.

Яркий свет по периметру потолка, серые шторы, белый прямоугольник презентации на стене (стулья стоят все так же). «Первое: я обещаю не врать вам и не обманывать. Я постараюсь, чтобы за всем, что я скажу, стояла научная подготовка и работа», — начинает Виталий Егоров. Он говорит о космической археологии и следах, оставленных инопланетянами на Марсе и Луне. В роли инопланетян — жители Земли.

Записи других лекций можно посмотреть на YouTube-канале.

После каждой встречи собирается обратная связь — «Зануде» важно знать, что думают о мероприятиях. Каким будет следующее, зачастую решает именно публика.

Принимать решения простым большинством голосов — недемократично. Мне не нравилась тема, которая победила на голосовании, но на «Беседы без табу» я пришла за атмосферой: завязанные глаза, незнакомые голоса и отсутствие страха говорить то, что действительно думаешь.

Нарушение жанровых границ и новые форматы мероприятий — над этим «Зануда» постоянно работает. Так появились «вечера с учеными», где в неформальной обстановке встречаются слушатели и лекторы, чтобы обсудить ту или иную тему. 

Посиделки с астрономом Владимиром Сурдиным
На огромных бинбэгах сидят люди без обуви — требование дресс-кода. Сегодня в «Зануде» космос: смотрят документалки Ника Деграсса Тайсона. Во время кофе-брейка обсуждают, впрочем, не звезды: старшеклассники в полуметре от меня жалуются на учебу. Почему бы и нет, если атмосфера располагает?

Научно-популярный киноклуб появился буквально вчера: 26 февраля прошел первый показ. Программа составлена до конца мая: в ней фильмы о биологии и химии, астрономии и физике. 

Профориентация для школьников

Специально для школьников 8-11 классов «Зануда» проводит тренинг по профориентации «Формула выбора». 

 
Виталий Васяновичруководитель научно-просветительского проекта Зануда, магистр психологических наук
Школьникам сложно сделать выбор будущей профессии, потому что они часто не знают, какие профессии вообще существуют. В школах и университетах не объясняют, чем человек будет заниматься на выходе. Получается, что у школьников нет профессиональной картины мира, или она не соответствует реальности.

Задача тренинга — расширить профессиональную картину мира и понять, к какой профессии человек склонен больше всего. Во время тренинга участники узнают, какие профессии будут востребованы в будущем и какие качества для них необходимы: «Зануда» опирается на разработки Агенства стратегических инноваций и Атлас профессий. Школьники проходят психодиагностику и определяют, какая профессия им подойдет. В тренинге у каждого есть возможность примерить профессию на себя.

Как попасть:

Тренинги проходят каждый месяц, ближайший — 12 марта, анонс появится в группе проекта. Участие в тренинге платное — 2 000 рублей.

В сухом остатке

«Зануда» стремится показать: наука не в энциклопедиях и монографиях, а во всем, что окружает человека каждый день. И это хорошо получается за счет нескольких вещей:

  • понятное изложение сложных тем;
  • эксперты (у каждого выступающего есть ученая степень и\или огромный опыт);
  • комфортная атмосфера;
  • направленность на желания публики;
  • стремление быть современными.

Зачетки, курсы по выбору, ученые-преподаватели, лекции без экзаменов и однажды и навсегда утвержденного учебного плана. “ШП” узнали, как учатся в Университете детей в Петербурге.

Университет детей приехал из столицы в 2015 году. Занятия ведут практикующие ученые: сотрудники ИТМО, Политеха, Высшей школы экономики и Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Как стать студентом

Все студенты (не смотрите на их юный возраст!) делятся на четыре группы:

  • Энергия (7-8 лет)
  • Импульс (9-10 лет)
  • Динамика (11-12 лет)
  • Векторы (13-14 лет).

Главный критерий — дата рождения. В 2016-2017 учебном году принимают тех, кто родился не позже 2008 и не раньше 2002 года. Идея в том, чтобы дети переходили из направления в направление и росли вместе с Университетом. Получается, те, кто пришел в самом младшем возрасте, будут учиться восемь лет.

Полинастудентка направления «Векторы»
Университет детей — это невероятно атмосферное место с прекрасными лекторами и интереснейшими занятиями. Я ходила на курс лингвистики. Мой любимый лектор — Дмитрий Руднев, филолог. Он очень приятный человек, настоящий знаток. Его лекции всегда очень интересны, а темы актуальны. Самой интересной была лекция о происхождении диалектов в русском языке.

Без домашки и оценок

Каждое направление учится по-разному, однако все занятия строятся по одной модели. Главная задача — сделать так, чтобы ребенку было интересно.

 
Любовь Голубеваруководитель и координатор проекта
У нас нет школьной идеи проверки знаний. Мы, скорее, не школьное, а дополнительное образование, поэтому нет и оценок. Есть такие вещи, как вводное и исходящее домашнее задание. Однако и они не являются обязательными, а нужны для погружения в тему и ее закрепеления. Обычно это творческое задание, которое не требует больших затрат.

Все программы состоят из трех видов занятий: лекций, развивающих занятий и воркшопов. Развивающие занятия направлены на приобретение навыков, которые пригодятся в жизни: как оказывать медицинскую помощь, что поможет рационально управлять временем. Воркшопы — практические занятия, показывающие, как и где применяются те знания, которые получают студенты.

Фото: Наталья Орешина для «ШП»

Для каждого семестра разрабатывается новая программа. Во время дней Открытых дверей специально собираются детские вопросы: каждый ребенок может задать свой. Команда продюсеров ищет в них исследовательскую проблему, а затем ученого, который знает ответ. Далее разрабатываются занятия и решается, в какой форме лучше дать ответ.

 
Любовь Голубеваруководитель и координатор проекта
Нет идеи упростить — есть идея донести. И продюсеры помогают ученым построить занятия так, чтобы это получилось.

Свобода выбора

Главная цель Университета детей — научить ребенка делать самостоятельный осмысленный выбор. Его степень свободы отличает направления друг от друга.

Энергия. Вместо лекций — научные шоу. Студенты смотрят на повседневные вещи с точки зрения науки: простая и понятная физика, химия, биология. Программа жестко упорядочена и состоит из 10 занятий.

Импульс. 5 тематических блоков: естественные, гуманитарные, формальные, общественные и технические науки. Студенты впервые делают выбор: в каждом блоке можно посетить только один воркшоп из двух. К выбору подходят ответственно: сначала слушают лекции, потом читают анонсы.

 
Вера Макаровастудентка направления «Векторы»
На нашем направлении занималось не так много ребят, как на других, но это совсем не печалило, даже наоборот — можно было задать все вопросы лекторам. С ними вообще можно было поговорить даже не на тему лекции, обсудить какой-то посторонний вопрос.  Иногда на занятии мы пили чай с печеньками, это поднимало настроение. Они проходили чаще всего утром, так что с самого начала дня мы уже заряжались знаниями и желанием исследовать новое. Еще проходили занятия для всех направлений (Физика, Биология, Лингвистика), и с ребятами не из вашей группы можно было обсудить что они узнали у себя на лекциях — тоже очень приятно.

Динамика. Эти студенты изучают сложные явления с разных сторон. Программа делится на два больших блока, которые рассматриваются с точек зрения нескольких наук. Темы этого весеннего семестра — “Здоровье и медицина” и “Вокруг света”. Задача выбора тоже усложняется: студенты могут посетить только два воркшопа из пяти.

Векторы. Самые старшие уже при покупке абонемента выбирают вектор в одной из трех научных областей: этнографии, физике или лингвистике. Именно с ними связана проектная деятельность, которой студенты занимаются вместе с учеными-кураторами весь семестр. 

Полинастудентка направления «Векторы»
Курс назывался «О чем молчат на уроках русского языка» — и правда, то, о чем нам рассказывали, сильно отходит от привычной скучной школьной программы. Если возникают вопросы, учитель с радостью ответит. Мы приобрели знания по лингвистике и истории языка, узнали многое об истории нашей страны в целом.

По окончанию курса каждый делал исследовательскую работу по теме, которая заинтересовала его больше всего. А на последнем занятии мы представляли работы. Я писала исследовательскую на тему «История происхождения студенческого, школьного и молодежного жаргона»: проводила всяческие соц. опросы и так далее. В ходе работы мы, например, выяснили, что более 90 процентов опрошенных студентов используют молодежный жаргон каждый день.

Неформальный университет

Университет не только дает знания, но и создает дружное студенческое сообщество. Для этого организуют мероприятия, на которых можно просто пообщаться вне занятий. В осеннем семестре прошел селфи-день, во время которого ребята фотографировались во всевозможных ситуациях, с различными людьми и реквизитом для занятий. А торжественное вручение сертификатов на последнем занятии превратили в косплей “Звездных войн”.

Здесь постоянно пробуют что-то новое. С весеннего семестра появились дискуссионные клубы. После занятий специалист по ораторскому делу обсуждает со студентами то, что они узнали: так развивается навык ведения дискуссии, а у детей появляется дополнительная возможность пообщаться.

Наконец, Университет детей открыт родителям: для них организуют специальные лекции, которые посвящены культуре детства. В течение семестра для каждого направления проводят по одной лекции, во время  которой ученые и специалисты отвечают на какой-нибудь вопрос: “Как смотреть кино с детьми?” или “Зачем нам нужен первый класс?”.

Фото: Наталья Орешина для «ШП»

Юношеский клуб общественных наук — один из коллективов  “Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных”. ЮКОНу уже больше 20 лет: в 1996 году появилась Школа Права, позднее к ней присоединилась Школа Экономики, открылись Школы Социологии и Школа Международных отношений. Сейчас в здесь обучается около 350 человек, все они школьники 8-11 классов.

Обучение

Программа ЮКОНа рассчитана на три или четыре года учебы, на первый год обучения поступают школьники восьмого и девятого классов. 

 
Ольга Георгиевна ЧахоянРуководитель клуба
Главная цель ЮКОНа — ранняя профориентация школьников: ребенку уже в 8 классе надо определиться и решить, чем он будет заниматься. У нас высокий уровень подготовки и объемная программа, поэтому обучение такое длительное.

Сначала восьмиклассники осваивают “Базовый курс общественных наук”, сочетающий четыре дисциплины: право, экономику, социологию и международные отношения.

На втором году обучения ребята выбирают один курсов в модуле “Основной курс общественных наук” :

  • “Шаг в право”: уголовное и административное право, логику и знакомятся с профессиональной деятельностью юристов.
  • “Шаг в экономику”: основы экономики и права потребителей, общие понятия гражданского права и логику, знакомятся с профессиями, связанными с экономикой.
  • “Шаг в международные отношения”: основы международных отношений, государственное право РФ и зарубежных стран, логику, встречаются с международниками. Занятия частично проходят на английском языке.
  • “Шаг в социологию”: основы социологии, логику и избирательное право, знакомятся со сферой профессионального применения для социолога.

Те, кто приходит в клуб в девятом классе, начинают обучение именно с этого модуля.

 
 
 

В течение третьего года десятиклассники занимаются по модулю “Углубленный курс общественных наук”:

  • “Школа права”.
    Что изучают: гражданское право, права человека.
  • “Школа экономики”.
    Что изучают: маркетинг, менеджмент и предпринимательскую деятельность.
  • “Школа международных отношений”.
    Что изучают: все те же международные отношения на английском.
  • “Школа социологии”.
    Что делают: проводят социологические исследования.
 
Саша АвановаЮконовец
Я учусь на направлении «Международные отношения», этот курс преподаётся на английском языке. Общение между учениками и преподавателем хорошее. Мы дискутируем на темы международных отношений, и узнаем много нового. Занятия проходят в форме лекций и обсуждений, домашнего задания почти нет, а если и есть, то очень интересное и связанное с международными организациями. Недавно нам задали подготовить небольшое выступление про НАТО.

В основном состав групп остается прежним, но десятиклассники, ранее в клубе не занимавшиеся, могут пройти тестирование и быть зачисленными на свободные места.

В течение последнего года обучения школьники изучают “Универсальный курс общественных наук”. Он направлен на повторение и обобщение  материала перед поступлением.

 
Ольга Георгиевна ЧахоянРуководитель клуба
Юконовцы занимаются два раза в неделю по полтора-два часа. Однако есть смельчаки, хотя их и мало: они выбирают пару направлений и приходят в клуб в два раза чаще.

В конце каждого года старшеклассники проверяют знания на зачетах. Они проходят в разных формах: тест, участие в игре, творческое задание… При выпуске результаты вносят в сертификат о дополнительном образовании, который можно приложить к портфолио при поступлении.

Помимо основной программы есть несколько спецкурсов:

  • “Олимпийский”: готовят к олимпиадам по обществознанию, праву и экономике
  • “Исследовательский”: учат писать исследовательские работы и защищать их на конкурсе
  • “Дискуссионный”: проводят дискуссии различных форматов.
 
Саша АвановаЮконовец
Кроме занятий я была на различный семинарах, но больше всего мне понравился семинар про выборы. Нам рассказывали структуру выборов, какие были партии, как они форсировались и так далее! Это был очень интересный опыт.

Как стать юконовцем: записаться в конце августа, во время общего приема в кружки Аничкова дворца (с 25 августа). Поступающие девятиклассники пишут входное тестирование.

Вне аудитории

ЮКОН — организованное сообщество старшеклассников, которое обладает своей неповторимой субкультурой и идентичностью. Большую роль в сплочении клуба играют мероприятия для членов: как образовательные, так и развлекательные.

В этом году самое большое образовательное мероприятие — Юкониада. Это турнир, который проходит в разных форматах интеллектуальных игр. Другая возможность учиться играя — квест в реальности. В одной из комнат клуба находится “допросная комната”, она же — “кабинет следователя”, где игроки разгадывают дела и отрабатывают полученные на занятиях навыки.

Юконовцы любят отдыхать вместе. Дважды в год они выезжают в лагерь «Зеркальный» — базы отдыха Аничкова дворца, и каждая смена имеет свою тематику.

 
ФедяЮконовец
Мы играли в Законодательное Собрание. На других сменах ребята моделируют международные организации, вроде ООН. В ту смену в ЗакСе я был в ЛДПР, и это было забавно .

Из ЮКОНа не уходят после школы. Некоторые возвращаются сюда преподавать, другие участвуют в больших клубных мероприятиях. Таков день рождения ЮКОНа — капустник 16 апреля, на нем выстпуают даже родители. Они вообще неотъемлемые участники жизни клуба. По их инициативе школьники каждый месяц ходят на занятия и экскурсии в Музее политической истории — это еще одна традиция ЮКОНа. Раз в год в клубе проходит конкурс “Интеллектуальная семья”.

Помимо мероприятий только для юконовцев, проводятся игры и конкурсы для всех желающих старшеклассников. Сейчас их три.

“Статус-кво” — конкурс по международным отношениям, который проходит в формате интеллектуально-творческой игры в начале декабря.“Фемида” — городской конкурс по праву. Интеллектуальная творческая игра, в которой участвуют команды школьников 8-9 классов из пяти-шести  человек. Игра состоит из двух частей: конкурса по станциям и викторины.

В этом году впервые пройдет социологический конкурс-тренинг “Невский проспект”. В течение двух дней школьники узнают об основных методах социологических исследований, а после представят результат самостоятельной работы. Игра пройдет 25-26 апреля.

 
Саша АвановаЮконовец
Юкон подарил мне новых друзей, с которыми я очень хорошо общаюсь и вне клуба. Еще я расширила свой кругозор, потому что там мы встречаемся с интересными людьми, которые делятся с нами своим опытом.

По вопросам участия пишите руководителю клуба Ольге Георгиевне Чахоян: ya.olga.georgievna@gmail.com

Эрмитаж одним из первых музеев мира начал работать с детьми. Школьный кабинет открылся еще в 30-х годах прошлого века, а с 1999 года здесь работает Научно-методический отдел Школьный центр. Список программ велик: экскурсии, лекторий, программы для детей с особенностями развития, квесты, кружки по истории искусств и изостудия. С этого года появился экспериментальный семейный клуб, куда на занятия приходят родители с детьми трех-четырех лет.

Большинство учеников Школьного центра ходят на кружки по истории искусств. Сейчас их 35, в них занимаются школьники с 1 по 11 класс. Спросили учеников некоторых курсов, каково им здесь учиться.

Поступление

В первые две недели сентября желающие поступить проходят небольшое собеседование. На нем педагоги выясняют общий уровень эрудиции, вопросы обычно связаны с историей города и достопримечательностей.

 
Таисия Тихомировапрошла курсы «Загадки древних цивилизаций», «От Средневековья к Возрождению», сейчас изучает «Основы археологии»
Мне задавали вопросы про любимую книгу и место в городе. Еще просили пересказать один из античных мифов, потому что я поступала на историю античности. Помню, я тогда все лето с бабушкой готовилась, читала книжки, но все равно много напутала.

Форма занятий

Школьники занимаются в группах по 15-20 человек. Длительность занятий зависит от возраста учеников: около часа для младших, полтора для старших. Учеба проходит в разных формах: все зависит от преподавателя и его методики. Обычно это экскурсии в форме диалога, проходящие на экспозиции музея. Лакуны в музейных коллекциях заполняются дополнительными лекциями. 

 
Александра Александровапрошла курс «Загадки древних цивилизаций», сейчас на курсе «От Средневековья к Возрождению»
В первый год обучения на мы почти каждое занятие ходили на экспозиции, но сейчас довольно часто нам проводят лекции. Всё зависит от учителя, а они меняются каждый год. Наш нынешний педагог показывает нам дорогу в первый раз, а в последующие мы должны сами найти дорогу к залу, в котором будем заниматься, чтобы потом лучше ориентироваться в музее.
Очень важно, когда экскурсия ведётся интересно. Если педагог не может объяснять и рассказывать, заинтересовывая, то вскоре потеряешь тягу к этим знаниям. А в «Школьном центре» Эрмитажа люди умеют заинтересовать.
 
Таисия Тихомирова прошла курсы «Загадки древних цивилизаций», «От Средневековья к Возрождению», сейчас изучает «Основы археологии»
Занятия в Школьном центре — это лекции и экскурсии. И они бывают скучными. Мне кажется, это оттого, что преподаватели здесь не слишком пытаются заинтересовать учеников: предполагается, что они приходят уже заинтересованными, и обычно так и есть.
Я с любовью вспоминаю преподавательницу по древнему миру: она не просто давала нам информацию на лекциях, но и проводила интерактив. Однажды мы пришли на экспозицию и вместо занятия описывали на планшетах чувства, которые вызывает экспонат. Это было необычно и интересно: не просто получать информацию, но пропускать через себя, проживать искусство.

Иногда преподаватели выводят учеников за пределы музея — в мастерские художников, скульпторов. В некоторых кружках выполняют творческие задания в виде спектаклей и сценок или делают проектные работы.

 
Ольга Якобсонпроходит курс «Авторская кукла в историческом костюме»
В этом году в Школьном центре впервые открыли новый кружок «Авторская кукла в историческом костюме». Нам предложили создать не просто куклу, тема этого года — титаны эпохи Возрождения. Леонардо, Рафаэль, Микеланджело и т.д. У меня флорентийский художник Доменико Гирландайо. Кукла пока в работе, показывать рано.
 
Мария Тихоновапроходит курс «Культура и искусство стран Востока»
Изучив Японию в первом полугодии, каждый из нас взял по теме и сделал интересный буклетик по пройденному материалу. Я делала схему про семь богов Счастья. Описывала каждого: как выглядит, атрибуты и кто ему поклоняется. В этом году была первый раз такая работа, и мне она запомнилась больше всего.

Оценки и домашняя работа

Обязательных домашних заданий нет: преподаватели понимают, как сильно загружены школьники. Тем не менее, иногда даются задания на общее развитие.

 
Александра Александровапрошла курс «Загадки древних цивилизаций», сейчас на курсе «От Средневековья к Возрождению»
Нам часто рекомендуют книги, которые стоит прочесть в свободное время. Иногда мы читаем небольшой отрывок и на занятии рассказываем, что прочитали: каждому своё, чтобы детям не пришлось за неделю читать целую книгу. Мы пересказывали отдельные мифы и истории: я миф о Деметре и Персефоне, а моя подруга — о Аполлоне и нимфе Дафне. Больше всего мне понравилась книга «Ученик художника», где рассказывается о том, как создавали картины в Древнем Египте.

В кружках нет строгой системы оценивания, и этот аспект обучения зависит от преподавателя.

 
Мариясотрудник Школьного центра Эрмитажа
Я обычно даю короткие тесты в конце занятия, а после каждого блока — небольшую контрольную. Мне важно просто посмотреть, кто как усвоил материал. Все дети здесь заинтересованы в учебе, и поэтому оценки в принципе не нужны.

В конце обучения школьники получают сертификат о прохождении курсов. Это не официальный сертификат о дополнительном образовании, вроде того, что выдают выпускникам кружков Аничкова дворца, однако иметь такой в портфолио — плюс при поступлении в университет.

После занятий

У Школьного центра нет такого сплоченного сообщества, как, например, в ЮКОНе: нет общих праздников и выездов, сюда приходят раз в неделю, занимаются и уходят домой.

 
Тая Антоновапроходит курс «Культура и искусство стран Востока»
Как правило, времени для свободного общения нет, все внимательно слушают на занятии. Но и желания особого тоже нет. В прежние времена,когда училась моя мама, дети дружили, встречались, общение сохранялось на многие годы.Теперь такого нет, все предпочитают общение с телефоном (в свободные минуты, например, перед занятием, когда ждём педагога).

Однако иногда случается и по-другому.

 
Александра Александровапрошла курс «Загадки древних цивилизаций», сейчас на курсе «От Средневековья к Возрождению»
Сейчас у меня появилось много друзей. Мы общаемся не только на занятиях, иногда гуляем в центре Санкт-Петербурга, ходим в кафе, а на праздники в оперу или что-то подобное.

 

Фото: Анастасия Веслополова для «ШП»

О программах

Программы лекций и кружков основываются на школьной программе. Поэтому пятые — шестые классы изучают искусства Древнего мира, а  седьмые-восьмые — историю России XVIII — XIX веков. Занятия для малышей строятся немного иначе. Они не углубляют школьный материал, а дают познакомиться с различными искусствами: так построены программы “Великий шелковый путь” и “Путешествие в прошлое” для начальной школы. 

 
Мариясотрудник Школьного центра Эрмитажа
Детские экскурсии и занятия очень специфичны. Мы используем музыку, элементы танца и различные творческие задания, а в такой подготовке не обойтись без опыта психологов и педагогов.

Программы для дошкольников методисты Школьного центра создают в тесном сотрудничестве с педагогами детских садов № 110 “Эрмитажный” и №103.

Не смотря на консервативность подхода к обучению,  ученики Школьного центра действительно любят искусство и приходят сюда именно за ним. А Эрмитаж дает возможность изучать его в необычной и не-школьной атмосфере, и, конечно, многим нравится здесь учиться именно поэтому.

 
Александра Александровапрошла курс «Загадки древних цивилизаций», сейчас на курсе «От Средневековья к Возрождению»
Мне нравятся бриллиантовая кладовая, Лоджии Леонардо Да Винчи, залы Нидерландских художников и просто парадные залы Эрмитажа. Ты входишь и сразу видишь эту роскошь, очень красиво, я могу хоть каждый день ходить по ним.
Фото: Фото: Анастасия Веслополова специально для «ШП»
 
Ольга Якобсонпроходит курс «Авторская кукла в историческом костюме»
Мне нравится. Я учусь в художественной школе, планирую связать свою жизнь с искусством. На вопрос «Каково здесь учиться?» я бы сказала: мне просто нравится бывать в Эрмитаже.

Эколого-биологический центр «Крестовский» — один из крупнейших в России центр дополнительного образования с такой направленностью. Здесь около 1700 учеников на более чем 40 программах и курсах для всех: от детей трех лет до старшеклассников, поступающих в вузы. В этом году ЭБЦ исполняется 10 лет, хотя биологические кружки действуют в Аничковом дворце со времени его появления.

На Крестовский остров я всегда ездила гулять и развлекаться, а сегодня еду в ЭБЦ. С биологией я была связана только до седьмого класса, когда занималась в Клубе Юных Натуралистов во Фрунзенском районе. Там перестала боятся змей и научилась ухаживать за домашними грызунами. Здесь, в новом здании из нескольких корпусов с большой оранжереей и зоопарком внутри, мне все любопытно и ново. Экскурсию по центру проводит Артур Рэмович Ляндзберг, его директор.

Как и в Эрмитаже, в ЭБЦ занимаются едва ли не с начальной школы. Многие учатся по нескольку лет.

 
Маша Елисееваученица ЭБЦ
В самом начале, кажется, во втором классе, я сказала родителям, что хочу заниматься чем-нибудь, связанным с природой. Они отвели меня в ЭБЦ, я год прозанималась в кружке, где нам рассказывали всякое о животных, и мы их рисовали. Потом я выросла, нашла другой кружок, там мы даже какие-то мелкие проекты делали. Прозанималась два года, но захотелось чего-то понаучней и через друзей нашла «Эфу» — лабораторию экологии и биомониторинга. Здесь занимаюсь пятый год.

В эколого-биологическом центре несколько курсов, разделенных на возрастные категории. Занятия для малышей и младших школьников посвящены общим знаниями об окружающем мире. Здесь много играют, рисуют и делают поделки. В ЭБЦ ученики с третьего класса работают со световыми микроскопами и учатся простейшим методам исследования.

В лабораториях и на курсах школьники 5-11 классов изучают природу со всех сторон: обитатели рек и морей, насекомые и растения, ветеринария домашних и экзотических животных, аквариумистика и даже флордизайн. Полный список можно посмотреть на сайте. Для учеников средней школы обучение основано на выборе спецкурсов, они меняются каждый год.

Старшеклассники занимаются подготовкой к поступлению на занятиях малого медицинского факультета и отделении общей биологии.

Попасть в ЭБЦ, как и в любой кружок Аничкова, можно раз в году: в конце лета во время общего приема. Кроме некоторых программ, все занятия бесплатные.

Каждый месяц в лектории «Наука в лицах» школьники и ученые говорят о том, что происходит в химии, физике и различных отраслях биологии. Ближайшая встреча пройдет 22 марта в 17:00. 

Охватить весь список кружков центра и подробно рассказать невозможно, поэтому мы выбрали один — лабораторию экологии и биомониторинга «ЭФА» — и попросили ребят рассказать, как они учатся и чем живут.

Лекции, практики, выезды

Сюда приходят после школы, часов в четыре-пять вечера, обыкновенный формат занятий — лекции, но есть, конечно, и практические: от просмотров фильмов до экспериментов в пробирках, докладов и исследований.

 
Женя Резникученица ЭБЦ
В разных лабораториях занятия проходят по разному, у нас (и во всех лабораториях для детей «постарше») теоретические занятия — это лекции. Настоящие, по два часа «как у больших», на которых рассказывают много интересных вещей. Иногда обсуждаем что-нибудь. Бывают практические занятия — с микроскопами, химическими опытами или ещё с чем-нибудь, в зависимости от курса. Иногда делаем доклады на разные темы и рассказываем друг другу на занятии. Первые год или два ребята слушают курс вводных лекций по специальной программе, а потом выбирают их нескольких предложеных курсов наиболее интересные для себя. 

Обязательных домашних заданий в центре почти нет, а если есть, то всегда связанные с творчеством и исследованием: сделать доклад или использовать изученный статистический метод, сделав маленькое исследование, например, опросив людей в ЭБЦ. Иногда советуют читать дополнительную литературу по теме. Несколько раз в год проходят зачеты, от которых зависят результаты отбора в летние экспедиции. Иногда за них засчитывают победы в олимпиадах и выступления на конференциях. С некоторыми экспедициями труднее: нужно сдать не только зачеты, но и защитить исследовательскую работу на лабораторном семинаре. При этом не обязательно писать работу у того педагога, у которого учишься: все дети здесь «общие», и это дает свободу и возможность выбора.
 

 
Наташа Билаявыпускница ЭБЦ
По-моему, атмосфера очень даже учебная. Но не скучная. Я думаю, это потому, что между педагогом и учениками складываются очень дружественные отношения: к ученикам относятся как к равным. Мы можем задавать вопросы не стесняясь, поправлять преподавателя, если он не прав, и это, разумеется, не наказуемо.

Несколько раз в год жители ЭБЦ вместе выезжают за город. Самый большой выезд — многодневная весенняя полевая практика. На ней ученики показывают свои знания в орнитологии, ботанике, зоологии, а в конце получают зачет. Помимо знаний биологических нужно показать свои умения: разжечь костер, собрать палатку, сложить вещи в рюкзак.

 
Наташа Билаявыпускница ЭБЦ
Выезды за город зимой — это, например, однодневные катания на лыжах. Ездят на них, как правило, по возможности. Бывают многодневные выезды, и самый главный из них — майская полевая практика, на которой младших ребят обучают самым разным навыкам: как определить зверя по следу или погадкам, как определять птиц, основные виды растений, как рубить дрова, разводить костер, варить еду, вязать узлы и еще куче всего!

Летом школьники отправляются в экспедиции. В это время собирают полевые данные, над которыми работают в течение года. Есть два вида экспедиций: малая, по Ленобласти, и большая, которая иногда длится больше месяца. Отбор на нее намного строже, смотрят на активность во время учебного года: участие в семинарах и конференциях, навыки и знания, которые показывают на выездах.

 
Надя Максименкоученица ЭБЦ
Я была в нескольких малых экспедициях. Моя любимая –  на Ладогу: там собирается хорошая компания и создается чудесная атмосфера. Основная часть экспедиции – именно научная. Ты почти на целый день, иногда с обедом, уходишь в лес собирать материал. А по вечерам можно песни под гитару петь, играть во что-либо. Знаменательное событие – середина экспедиции, экватор. По этим дням мы расслабляемся: работаем полдня или вообще не работаем и ходим в баню.

Ученики ЭБЦ ездят в Ленинградскую область и Карелию, на Алтай, Кавказ и Байкал, к Белому, Баренцеву и Черному морям, работают в Ленинградском зоопарке и различных заповедниках.

После учебы в ЭБЦ выпускники связывают жизнь с любимым делом и поступают на медицинский и биологический факультеты.

 
Наташа Билаявыпускница ЭБЦ
Центр много мне дал: это умения грамотно написать и защитить исследовательскую работу и различные походные навыки. Немаленький багаж знаний с лекций, которые постоянно нужны и в универе. Умение общаться с другими людьми, пожалуй, один из самых важных навыков: я имею в виду умение правильно воспринимать всех окружающих, относиться ко всем по-доброму, не стесняться друг друга. Ну, и вообще, в ЭБЦ нужно было решать различные задачи, что очень помогает в жизни. Умение справляться с трудностями разного уровня, не бросать все сразу, как только случаются проблемы, заканчивать начатое у меня оттуда же.

Атмосфера

Каждый кружок здесь — тесное сообщество, которое встречается не только на занятиях. Ученики отдыхают и проводят время вместе: ходят в театр и на концерты, а иногда даже переводятся друг к другу в школы.

 
Женя Резникученица ЭБЦ
Больше всего нравится в ЭБЦ мне его атмосфера — домашняя и дружественная. Коллектив, где я занимаюсь — самая настоящая семья, где и ребята и преподаватели общаются помимо учебной и исследовательской деятельности, и всегда можно поговорить с одним из руководителей на любую тему, попросить житейского совета. ЭБЦ дал мне множество хороших друзей, знания о многих вещах, окружающих меня, умение общаться с людьми, а так же умение смотреть с разных точек зрения на одни и те же вопросы, не отталкивая мнения, противоположные моему.

Фотографии: эколого-биологический центр «Крестовский», лаборатория экологии морского бентоса, студия флордизайна.

«Погружение в английский язык» — шаблон, которым щеголяют языковые курсы. В образовательном центре London Gates Education Group английский — не предмет изучения, а средство: на этом языке учат математику и литературу, ставят спектакли и просто общаются. Ученики и преподаватели создают отдельное сообщество со своей культурой и историей, что говорит о London Gates не как о курсах языка, но о школе.

To start with

London Gates Education Group — международная организация, имеющая образовательные центры в Риге, Москве, Петербурге, Лондоне, а также русские гимназии в Тель-Авиве, Париже и Лондоне. Здесь занимаются дети от 2 до 17 лет, изучая школьные предметы на английском языке. London Gates готовит и принимает A-levels — выпускной экзамен английских школьников. Так студенты получают аттестат о британском образовании.

 
Маша Туккалоученица London Gates
В начале я очень боялась, что три часа английского подряд это слишком, будет скучно, но сейчас мне нравится, и я не пожалела ни разу, что пошла туда. На первых занятиях было трудно, я напрягалась, чтобы понять, что говорит учитель, а сейчас даже не думаю, все само идёт. Мы, когда с друзьями выходим, продолжаем говорить на английском, и всем комфортно. Результат явно ощутим.

Учебный процесс

Все предметы разделены на пять программ: гуманитарные науки (humanities), точные и естественные науки (science), искусство (arts), театральное мастерство (drama) и английский язык. Программы для центров составляют эксперты: так художница Маша Шмидт разрабатывала программу Arts, а доктор клинической психологии Алекс Десятников — часть программы Humanities. Каждый курс рассчитан на определенный возраст, и исходя из него формируются образовательные цели: что можно донести до ребенка в конкретный период развития. 

На уроках и переменах ученики и преподаватели говорят только на английском. Это — главный принцип образования в London Gates.

В первые полчаса в школе я избавляюсь от когнитивного диссонанса и начинаю думать на английском. Иначе сложно: на нем говорят преподаватели, общается стафф, болтают ученики. Леша Евстифеев, преподаватель Humanities, стоит у класса и прислушивается к играющим внутри детям. «Ничего, кажется, на английском», — говорит. — «Пусть тогда бегают».

Обучение строится по британской модульной системе. Год состоит из трех модулей, каждый посвящен какому-нибудь школьному предмету: литература, математика, физика. В модуле 12 уроков, во время которых тему изучают с разных сторон. Так в «Математике» школьники 7-12 лет изучают декартову систему координат и 3D моделирование, создавая объемные фигуры, на «Физике» выясняют, что такое магнитное поле и как оно используются при сортировке на производстве, во время занятий литературой читают книги Нила Геймана и Доктора Сьюза — англоязычных детских писателей. Погружение в другой культурный контекст — еще одна особенность обучения. 

 
Ника Денисовецученица London Gates
Сначала мы обсуждаем некую «проблему», тему, поставленную в начале урока, а потом развиваем её (учебник, презентации, рассказ преподавателя, опыт учеников и так далее). Так и строится план урока. Мы всегда проговариваем и записываем необходимую информацию, и нам постоянно показывают и рассказывают крутые и необычные вещи.  В воскресенье был очень интересный урок психологии: мы сейчас проходим психические расстройства, эта тема очень увлекает, и она, я думаю, пригодится в будущем, если все-таки пойду учиться на врача. На уроке математики изучали связь музыки и математики: это был урок между двумя большими разделами. Мы только закончили изучать функцию и переходим к логарифмам. На Science измеряли наш слух и проводили опыт с натрием. Так же регулярно смотрим отрывки из интересных фильмов о нашей планете и вселенной в целом.
На занятии искусством делаем острова из бумаги, картона и бутылок на фоне ватмана-моря. Я делаю свой в виде овала, с горным рельефом по периметру, рядом восьмилетняя Энн раскрашивает череп с выпуклыми глазами-пробками. Мы переговариваемся, передаем краски и кисти: мне больше голубого, ей — черного.
Справа мальчик посвящает остров Бонду. «Джеймсу Бонду», — поясняет деловито. Улыбаюсь и передаю ему зеленый для цифр 007.

Это занятие — единственное, на котором преподавателю помогает взрослый ассистент. В остальных случаях за партами с младшими сидят старшие ученики: смотрят за порядком, возвращают в работу заигравшихся, объясняют неясное тем, кто пропустил прошлый урок.

Время поджимает, надо идти на физику. Шепчу Энн, что дарю ей свой остров, и прошу о нем не забыть и позаботиться. Мы подмигиваем друг другу, я докрашиваю последнюю горную гряду и ухожу.

 
Маша Туккалоученица London Gates
Одна из самых важных вещей для меня — знания, потому что прогресс в английском и в других предметах очевиден. Например, в математике. Недавно писали писали пробный ОГЭ, и там было то, что мы проходили в London Gates.
Перемена. Коридор наполняется толпой, играющей, бегущей, болтающей. Удивительно, но даже в самые эмоциональные моменты здесь говорят по-английски: проиграв в кикер или получив еще один зеленый смайлик. Приклеивают эти «оценки» у входа на стенды, заменяющие дневники. Смайлики в цветовой гамме светофора означают степень успешности студента на уроках. Чтобы пересчитать желтые хватит пальцев одной руки, а красных, самых плохих, и вовсе нет.

Одна из задач школы — сделать образование на иностранном языке комфортным: младших учеников не пугают словом «test», а проводят его в виде игры или квеста, и за выполненные домашние задания на обложки учебников клеят стикеры. Вместо оценок — смайлики (зеленый, желтый, красный — в зависимости от успешности), за десять зеленых награждают билетом в театр или иной приятной мелочью.

 
Ника Денисовецученица London Gates
Домашнее задание есть, по английскому — чаще всего эссе, задания из учебника. По остальным предметам учителя готовят и скидывают материалы в личный кабинет.
На уроках драмы мы готовимся к концерту, который будет в конце мая. У каждого есть своя роль. В таком мероприятии я участвую уже второй раз, безумно рада.

В программах прописаны знания и навыки, которые дают ученикам, но то, как это сделать, остается делом фантазии преподавателей. Поэтому здесь, говоря о книге, играют на укулеле и делают кубы и трапеции из соломинок на математике. 

Тема урока физики — магнетизм, и я успела на самое интересное — эксперименты. Миша высыпает железную стружку в прозрачный контейнер, и мы смотрим, как темные ежи ползают за магнитами по стенкам коробки. Дети в восторге, а вот сидящий ассистент-старшекурсник явно скучает. Впрочем, его можно понять: в шестнадцать лет фокусы с магнитами не удивляют.

На столах лежат листы с лексикой по теме: magnet, magnetic field, to repel. Все новые слова отрабатываются в начале урока, а в течение занятия Миша постоянно просит их употреблять.

Дети собирают магнитную катушку с батарейкой и смеются над магнитом, прыгающим внутри. Дома им предстоит сделать такую же. Немного завидую: мне в пятом классе такого не показывали и на дом не задавали.

 
Алексей Евстифеевпреподаватель курса Humanities
Детям главное получать удовольствие и уже в процессе получения удовольствия усваивать знания, поэтому учим так, чтобы нравилось учиться.

Кстати, для преподавателей London Gates важно не педагогическое образование: больше ценится мастерство в деле, которое преподаешь. Здесь социологи, психологи, физики, режиссеры учат вместо учителей-педагогов. Перед тем, как приступить к обучению детей, преподаватели проходят систему тренингов, в работе новичков сопровождают более опытные эксперты и тьюторы.

 
Алексей Евстифеевпреподаватель курса Humanities
Идея такова: если человек горит своим делом и готов делится им с кем-то еще, то это принесет больше пользы, чем если он научен учить, но не понятно, чему. Нам проще фанатичного биолога научить преподавать, чем в профессиональном преподавателе выращивать любовь к предмету.

Кроме преподавателей, с учениками работают ассистенты и тьюторы. Задача ассистента — помогать во время урока, включать учеников в процесс и организовывать масштабные мероприятия вроде игры по станциям. Некоторые студенты старших групп настолько вовлечены в процесс, что начинают работать с младшими уже в качестве ассистентов. Тьюторы занимаются организацией связи между учениками, преподавателями и родителями и внеучебными вопросами.

Родители в London Gates не исключены из жизни школы: с ними работают начиная с собеседования при поступлении в школу. Примерно раз в месяц проходят встречи родительского клуба с экспертами программ и специалистами в сфере детской психологии. 

 
Серафима Бучинскаяпреподаватель курса Science
Мы создаем сообщество, поэтому важно, чтобы родитель воспринимал нас действительно как комплексный образовательный проект, а не просто курсы английского.
За углом стоит бумажное дерево, его вырастили родители из скотча и ненужного картона на одной из встреч. «Таков наш маленький вклад в экологичную среду». Вклад едва не сносит пробегающий ученик. И тут Леша впервые переходит на русский, заботливо, но твердо объясняя, почему сделанное им — плохо.

London Gates определенно не простые курсы английского: помимо учебы здесь занимаются творческими проектами. Традиционно в конце учебного года устраивают большой праздник — финальный концерт, где показывают, чему школа научилась за год. В этом году ставят спектакль по книге Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». 

В марте проводится «Speech day» — конференция для студентов 9-12 лет, где они выступают с презентацией, экспериментом или даже творческим перфомансом по одному из предметов. Задача мероприятия — научить студентов публично представлять то, что интересно им самим, не зря слоган конференции этого года  -«Nothing is impossible for those who try!».

И полет тоже может стать реальностью. В феврале ученики участвовали в тренинге Маши Шмидт «Искусство против гравитации», прошедший совместно с Упсала Цирком, и создали огромное полотно с летающими силуэтами детей и родителей.

 
Ника Денисовецученица London Gates
Недавно мы с командой как ассистенты были в цирке Упсала: устраивали мероприятие для детей с художницей Машей Шмидт. Тема была — полёт! Мы играли с детьми, общались с родителями, обводили силуэты детей, чтобы они потом их разукрашивали. И полностью испачкались в краске! Мне понравилось взаимодействовать с детьми и совмещать это с рисованием, хотя мы и мало творили — больше помогали.

To sum up

В London Gates приходят за английским языком, и приходят оправданно: за весь день я насчитала около 30 фраз, сказанных по-русски, — все остальное время звучала английская речь. Однако остаться здесь стоит ради хороших знаний и дружелюбного окружения, в котором растешь и развиваешься. 

 
Маша Туккалоученица London Gates
Мне нравится очень душевная атмосфера, это как семья. Учителя молодые, поэтому они в теме: знают все современные приколы, шутят и понимают шутки. И прислушиваются к нашему мнению: недавно вышел новый альбом Эда Ширана и мы с моей подругой это обсуждали, к нам подошла учительница поговорила с нами, сказала что не слушает, и на следующем уроке вставила Эда в презентацию. Это было очень приятно, настроение сразу поднялось.
На переменах мы обсуждаем с учителями, администраторами последние фильмы, сериалы, кафе. Я чувствую себя абсолютно спокойно с ними, не волнуюсь, как в школе. Есть взаимопонимание, мы как будто на одной волне.

Фотографии предоставлены London Gates Education Group.

На Адмиралтейской набережной в одной из квартир дома 12 живет Культурный Кот. Сложно сказать, кто более близок к искусству: он или его эрмитажные сородичи.

Что

Культурный Кот — это «детское бюро», команда которого организует образовательные и развлекательные мероприятия для детей от пяти до четырнадцати лет. Своей целью здесь ставят «рассказывать о культуре, искусстве и науке так, чтобы понравилось, запомнилось и захотелось еще». 

Как устроено

Несколько типов мероприятий: экскурсии, мастер-классы, концерты, единичные интерактивные занятия и занятия по абонементам (курсы по истории искусств).
Кто ведет: искусствоведы и музейные педагоги.
Когда: каждые выходные, а в каникулы и по будним дням, в штаб-квартире на Адмиралтейской набережной, 12-14 и на других площадках: в музеях (Академия художеств, Русский музей, Эрмитаж), на киностудии ОРК, на улицах города (пешеходные и автобусные экскурсии). «ШП» побывал на нескольких занятиях, и рекомендует их тем, кто только (или еще не) перешагнул первый десяток.

Публика здесь контрастна: за столиками дети играют в шахматы, в стороне бабушка с внучкой рассматривают детскую энциклопедию. Рядом молодая мама с бронзовыми руками и розовым маникюром пишет пятнадцатый хештег в Instagram. Культурный кот привлекает как и тех, кто традиционно водит юных петербуржцев просвещаться в театрах и музеях, так и тех, кто по выходным чаще посещает торгово-развлекательные центры.

«В вазу не плюём, трогаем только глазами»

Команда Культурного кота задалась задачей сделать походы в музеи нескучными и раздвинуть рамки классических экскурсий. Поэтому в залы Эрмитажа, Русского музея и Академии художеств приносят реквизит, а во время занятий играют в игры, учатся реверансам, подражая благородным смолянкам, и копируют танцоров с картины Матисса.

Хрупкая Надежда ведет экскурсию, держа объемную коробку. В ней лежат материалы экспонатов, и их, в отличие от картин и скульптур, можно трогать. Под рассказ о византийском искусстве из шкатулки появляются сусальное золото, левкас, олива — составляющие иконы. Разглядывая мозаику, дети крутят в руках кусочки смальты,  а историю масляной живописи иллюстрируют пигменты и мастихины из волшебной шкатулки. Доходим до шпалер: Надежда извлекает миниатюру ткацкого станка и показывает, как создавались полотна. Идем к мраморным скульптурам… Нет, из шкатулки (кажется, бездонной) появляется не каменный брус, но молотки и штихели.
 
Руфина Пршисовская художественный руководитель «Культурного кота»
Мы предлагаем детям прикоснутся к искусству в буквальном смысле слова. Такое обучение связано с  эмоциональными переживаниями, а то, что подкреплено эмоциями, всегда лучше запоминается, чем сухие знания.

Не все музеи охотно идут на нарушение привычных границ формата. Поэтому экскурсии Кота остаются экскурсиями, дополненными интерактивом, а не превращаются в концерт и постановку.

Дома лучше

Иначе выглядят занятия в штаб-квартире. Здесь на концертах, например, занимаются не только музыкой, но и литературой: в на концерте «Мифы Древней Греции» в истории о богах и героях вплетают историю лиры и авлоса — предков арфы и флейты. При этом дети не пассивные слушатели, а участники происходящих событий: играют героев историй и выполняют задания по сюжету.

 
Аня
Мы играли персонажей мифа про Сциллу и Харибду. Когда герой уходил из пещеры, то перешагивал через ловушки — звенящие нити, которые указывали слепому чудовищу местоположение человека. Мы повторяли действия героя, перешагивая нити с колокольчиками с закрытыми глазами. Понравилась интерактивность программы — так я запомнила много нового.

Немного иначе строятся интерактивные занятия. Их цель — дать представление о теме с точки зрения науки и искусства. Такова «Совомания»: за час детям рассказывают о символе совы в культуре шумеров и греков, традициях изображения птиц в живописи и их биологических особенностях.

Дети с восторгом отыскивают на фотографиях прячущихся сов, пока Надежда нарочитым сказочным голосом рассказывает о мимикрии. Десять минут назад так же радостно они играли олимпийских богов, показывая рождение Афины, и крутили в руках копии драхм и арибаллов. Пока я пишу это в заметках, в комнате все меняется: участники, оставив места, с шумом подражают совиным повадкам.

Бабушка участницы с улыбкой фотографирует на телефон. «Часто сюда приходите?» — спрашиваю. «Стараемся каждые выходные. Очень нравится здешнее отношение к детям: после каждого занятия внучка выходит счастливая и еще несколько дней пересказывает его».

Комплексные абонементы

Подробно большой пласт культуры и искусства во всех возможных срезах изучают на курсах. Культурный кот продает абонементы на 8-15 занятий на курсы истории искусств Египта, Древней Греции, Средневековья, Возрождения и Петровской эпохи.

Курс по культуре Древней Греции «Сокровища античности» знакомит с архитектурой и скульптурой в Академии художеств, с живописью, вазописью и мифологией в Эрмитаже. Затем участников ждет концерт в штаб-квартире, а с ним рассказ о роли искусства в жизни Древней Греции, и театральное занятие, где разыгрывают комедию Аристофана на котурнах и в классических масках. Завершает каждый абонемент автобусная поездка по городу, во время которой участники закрепляют материал и ищут приметы изучаемой эпохи в сегодняшней жизни.

Résumé

В Культурном коте приятно. Видна методическая проработка занятий, да и удовольствие детей сложно подделать. Интереснее всего занятия ребятам младшего возраста: им доставляют огромную радость тщательно подобранный реквизит и маленькие чудеса вроде живой совы, которую можно погладить.

Фотографии: Культурный кот

Химические опыты, пространственные инсталляции, моделирование автоматизированных систем — этому и многому другому учатся на занятиях Лаборатории Профессий. «ШП» рассказывают о петербургском проекте по профориентации для школьников.

Что: занятия по профориентации для подростков, дающие возможность познакомится с опытом профессионалов и их работой на практике
Когда: по выходным и будням
Где: в зависимости от профессии — вузы, лаборатории, обсерватории, научные институты, архитектурные бюро
Сколько: занятие — от 600 ₽, цикл занятий — от 2900 ₽

Кирочная улица залита солнцем — редкое счастье этой весной. Однако это воскресное утро я, как и еще двенадцать школьников, проведем не на улице, а в в Химцентре
Президентского Физико-математического лицея № 239 на занятии «Профессия:Химик-разработчик». Чувствую себя альбиносом: мои познания в химии не выходят за пределы валентности кислорода и потешного стишка с формулой этанола, а знание процесса палатализации заднеязычных вряд ли поможет в понимании речи настоящего химика. Однако солнечные лучи провоцируют не только синтез витамина D, но и поднимают уровень оптимизма: может, и я смогу проникнуться опытом разработчика в химической промышленности?

Куда пойти?

Лаборатория Профессий — проект по профориентации для школьников 11-16 лет. Во время занятий, представляющих различные специальности, участники могут примерить профессию урбаниста, астрофизика или 3D-инженера.

Идея создания Лаборатории родилась у Екатерины Куниной, мамы двоих детей, задумавшейся над тем, как школьникам из огромного количества знаний выбрать нужные и в будущем найти работу, которая проносит не только деньги, но и радость.

 
Екатерина Кунинасоздатель «Лаборатории Профессий»
Я из тех мам, которых называют «жадными», потому что мне всегда хотелось, чтобы мой сын имел широкий круг интересов, а знания получал от самых лучших педагогов. Однажды он вернулся с очередного занятий в кружке и на вопрос: «Ну, как занятие?» ответил: «Здорово, мама, а дальше-то что?»

И в этот момент у меня в голове щелкнуло. Я поняла, что мой ребенок аккумулирует в себе разносторонние знания, но не знает, как их применить в будущем. Я обсудила вопрос с другими мамами, и поняла, что такая проблема у всех. Кружки, лекции по научпопу, абонементы — это прекрасно, но в 13-14 лет желательно уже найти область, которая интересует больше всего, и начинать думать о профессиональном развитии.

После вопроса сына я стала искать подобные курсы в Петербурге, и не нашла. Предлагались только «игры в профессии» для младших школьников или профориентационные тесты, которым я не очень доверяю. Пришлось открыть такие занятия самой.

Наши преподаватели – профессионалы в своих областях — рассказывают ребятам про новые и перспективные профессии в инновационных отраслях, таких как биоинформатика, генная инженерия, микробиология, фармацевтика, химия, программирование. Ребята знакомятся с профессией на практике, прямо на рабочих местах специалистов.

Занятие «Профессия: инженер-архитектор»

Занятия

Занятия составляются на основе списка новых профессий Forbes, и на Атласе профессий, публикуемом БШ Сколково.  Кроме этого, Лаборатория Профессий сама спрашивает родителей и учеников о потребностях и на основе этого формирует афишу.

 
Екатерина Кунинасоздатель «Лаборатории Профессий»
Нам поступало очень много заявок на биоинформатику — науку, о которой не рассказывают в школах. И мы сделали занятие «Профессия: биоинформатик». Его ведет Алла Лапидус, ученый с мировым именем, которая долгое время руководила геномными проектами в Объединенном геномном институте Калифорнии, а сейчас работает в СПбГУ.

Помимо разовых занятий по профессиям есть курсы, их объединяющие. При желании всесторонне узнать о специальности и ее профессиях выгоднее выбирать их. Сейчас у Лаборатории есть курсы профессиий в химии (химик-изобретатель, технолог, аналитик) и в 3D-инжиниринге (робототехника, электроника и прототипирование). Осенью откроются и другие курсы: по молекулярной биологии, например.

Лаборатория Профессий сотрудничает со многими научными и бизнес-площадками, они тематически связаны с профессией. Занятия ведут сотрудники ИТМО, НИИ
Микологии, ПОМИ им. Стеклова, ФТИ им. А. Ф. Иоффе —
те, кто точно разбирается в теме. Также Лаборатория
устраивает бесплатные походы в топовые компании
Петербурга, например, Jet Brains.

 
Екатерина Кунинасоздатель «Лаборатории Профессий»
Про генного инженера ребятам рассказывают на кафедре генетики и биотехнологии СПбГУ (там они даже сами вручную выделяют ДНК), про математику — известные ученые и математики ПОМИ им. Стеклова, про специалистов по анализу геномных данных — в частной молекулярно-генетической лаборатории Parseq Lab.

Большинство занятий  связаны с техническими и естественнонаучными специальностями: химик- разработчик, астрофизик, биоинженер, робототехник. Из гуманитарных есть дизайн предметов и интерьера, урбанистика и издательское дело. Полный список профессий смотрите здесь.

 
Екатерина Кунинасоздатель Лаборатории Профессий
Мы считаем очень важным для ребят встретить в начале профессионального пути харизматичного специалиста, способного зажечь, увлечь и мотивировать. Таких мы и ищем для занятий.

Каждое занятие делится на две части: теоретическую (общение с профессионалом) и практическую. Первая строится в форме диалога или рассказа ведущего о том, почему он выбрал именно эту специальность, об опыте работы в ней, о том, как устроена деятельность в профессии, что именно она дает и с какими проблемами и задачами сталкиваются ее работники. Передача жизненного опыта — самое важное в этот момент.

На занятии «Химик-разработчик» Денис Байгозин уделяет 20 минут, чтобы рассказать о том, как из школьника, ходящего в радиокружок, он стал разработчиком фильтров для воды и педагогом Физико-математического лицея, как выбрал коммерческую науку и в чем конкретно заключается его работа. Попутно он дает советы о том, с каким характером в нее стоит идти и что читать после школьных учебников, но до поступления в университет.

То, что по форме занятие похоже на лекцию, не делает его неинтересным: мы поглощены харизмой Дениса и супергеройскими историями про спасение большой сделки с партнером с помощью лакмусовых бумажек и базового набора веществ из ближайшего супермаркета.

Лейтмотив рассказа Дениса — мысль о том, что работа должна быть не способом дохода, а увлечением, приносящим удовольствие. Значит, при выборе профессии необходимо ориентироваться на собственные предпочтения, а не списки востребованных профессий и желания родителей.

В конце он рассказывает о перспективных направлениях в химической инженерии, советует выбирать те направления, которые ориентируются на потребности общества, и быть узким специалистом, но знать 3-4 смежных области, чтобы быть гибким и не потеряться в современном многообразном быстро меняющемся мире.

Занятие «Профессия: химик-синтетик»

Во время практической части участники всегда что-то делают руками: химические опыты, опыты в молекулярной биологии или микробиологии, строят архитектурные или инженерные модели.

Понятия не имею, что такое титрование и как выглядит формула уксусной кислоты. Но вот на уровне «из колбочки А добавьте вещество в другую колбочку, должны пойти пузырьки, видите?» даже гуманитариям стало ясно, как проводятся качественные и количественные анализы. Это, конечно, не сдвоенная практическая пара в лаборатории, но и это занятие учит базовым навыкам обращения с пробирками и веществами. Кстати, а вы знали, как устройство молекулярной решетки нитинола помогает металлу принимать изначальную форму при нагреве?

Философия

Около трети россиян не работают по своей специальности, согласно данным исследования НИУ ВШЭ. Автор этого текста на год ушла из университета, разочаровавшись в профессии.

Лаборатория Профессий дает возможность попробовать себя в нескольких специальностях, культивируя важную идею: самостоятельный выбор работы, приносящей  удовольствие, приведет к большему успеху, чем выбор, основанный на мнении общества. 

Занятие «Профессия: архитектор»

Фото: Лаборатория Профессий

Поделиться