Участники переписывают заметку из газеты 1914 года в современном стиле

Цели упражнения

Умение писать новостной текст, навык сжатого изложения материала, понимание принципа перевернутой пирамиды.
Описание упражнения

Оборудование

Проектор, на котором можно показать текст новости и иллюстрацию с объяснением принципа подачи новостей. Возможно проведение упражнения без помощи техники: в этом случае нужно подготовить распечатки.

Описание упражнения

Тренер просит участников прочитать текст новости (см. текст в разделе «Вспомогательные материалы»).

Тренер спрашивает участников: «Как вы думаете, о каком событии идет речь и когда она была написана? Похожа ли она на современную новость? Почему? Что удивило вас в манере написания?».

Информация для тренера: данная новость была опубликована в немецкой газете «Фоссише цайтунг» («Vossische Zeitung») в 1914 году, накануне начала Первой мировой войны.

Тренер объясняет основное правило написания новости. Новость пишется по принципу перевернутой пирамиды. Это означает, что самую важную информацию нужно поместить в начало новости — и далее излагать события по принципу уменьшения важности. В результате читатель, у которого обычно мало времени, может быстро понять, что произошло, прочитав первое предложение. Далее следуют детали произошедшего. Это также удобно и для редактора: он может быстро сократить новость, отрезав предложения с конца, но при этом самое важное останется в тексте (см. иллюстрацию к принципу «перевернутой пирамиды» в разделе «Вспомогательные материалы»).

Тренер просит участников переписать данную новость для современной качественной общественно-политической газеты: также нужно придумать заголовок к новости.

Участники читают свои новости (в зависимости от количества человек в группе можно выслушать всех или выборочно), и тренер отмечает удачные тексты.

Вопросы для общей дискуссии: «Какая из написанных в классе новостей вам кажется наиболее удачной и почему? Что можно было бы улучшить?».

Советы тренеру

Если времени мало, можно попросить участников написать только заголовок и лид новости.

В школе можно совместить подобное занятие с повторением исторического материала.

Материалы к уроку:
1) Текст новости

2) Принцип перевернутой пирамиды в подаче новостей

Источники:
Урок подготовили наши друзья Media Navidatorвот этот урок на их сайте

Анна Литвиненко. Методы сбора информации. Работа с источниками // Практическая журналистика сегодня. Спб., 2010. С. 104 — 113.

Поделиться