Общие рекоменятий мдации ведущему для всех занетодики Бецавта.

9В рамках подготовки рекомендуем поучаствовать в подобных упражнениях в роли участника. Нет ничего лучше для понимания как вести упражнение, чем попробовать его на себе. Эмоциональной методики Бецавта это касается особенно. 

При проведении упражнений избегайте таких слов, как «играть», «театр», «эксперимент», «симуляция» и т. п. В методиках Бецавта мы живём, а не играем. Весь наш опыт не игровой, а настоящий. 

В Бецавте необходимо очень точно и последовательно формулировать ситуации и задания для участников, избегать излишних объяснений. 

Перед началом каждого упражнения по методике Бецавта всем участникам обязательно сообщите следующие принципы

  • участие — добровольное;
  • мы не играем никаких ролей — каждый остаётся собой;
  • нет ничего правильного и неправильного;
  • в центре внимания — опыт, а не оценка поступков;
  • речь идёт не о характере отдельных людей, а о поведении в заданной ситуации и о поведенческой модели, которую осуществляет человек в этом процессе;
  • мы равноправны, наши потребности важны в равной степени.

Рекомендую записать эти принципы и разместить их в хорошо видимом для всех месте (например, на флипчарте, доске или спроектировать на стену с помощью проектора). После презентации принципов необходимо дать возможность участникам задать вопросы на понимание и вместе с ними исчерпывающе ответить на них.

Участникам, которые не хотят принимать участие в следующем упражнении, необходимо предоставить такую возможность. При желании не желающие участвовать могут быть наблюдателями — не вмешиваться в процесс в ходе упражнения, но фиксировать свои наблюдения и поделиться ими в ходе рефлексии. Но тренерам для образовательных целей, конечно, лучше, чтобы все желающие участвовали в активной роли.

В ходе данного упражнения:

  • Участники знакомятся с ситуацией, в которой отсутствуют общепринятые правила. 
  • Участники узнают, что означает обладать властью и пользоваться ей. 
  • Участники осознают, что власть связана с ответственностью.
  • Участники осознают, что невозможно воплотить общие интересы в жизнь, пока не существует общих правил. 
  • Участники осознают, что готовность следовать определенным правилам зависит от степени вовлеченности в процесс принятия этих правил.
  • Участники видят, что не только участие, но и неучастие в процессе принятия демократического решения имеет значение для общества. 
  • Участники понимают преимущества демократического пути принятия решения 
  • Участники познакомятся с демократическими способами принятия решений.

Для упражнения необходимы: 

Карточки, символизирующие голос. В расчёте одна на каждого участника.

Ход упражнения

Упражнение начинается со следующей фразы тренера: «Тот, у кого через 20 минут после начала упражнения окажется наибольшее количество карточек, сможет провозгласить правило, которое будет действовать для всех, присутствующих в этой аудитории. Правило должно быть выполнимо в данной аудитории и не должно препятствовать последующему обсуждению упражнения». 

Высока вероятность, что участники будут задавать вопросы и требовать разъяснений. В таком случае начальную фразу необходимо повторить в исходной форме либо перефразировать без дополнений. Ни в коем случае не нужно приводить примеры возможных или невозможных правил. Тренеры указывают на то, что других пояснений не будет, и просят начать упражнение.

За счет специфических условий (карточки, ограничения во времени, постановка задачи) участники зачастую интерпретируют упражнение как игру. Поэтому в их поведении они руководствуются необоснованными предположениями, например: «Я обязательно должен отдать кому-нибудь мою карточку» или «Если я хочу выиграть, все карточки должны оказаться у меня». Ни тренеры, ни участники не должны проводить параллели между поведением участников в конкретном упражнении и в реальной жизни. Напротив, необходимо проверить различные модели поведения на их жизнеспособность в реальных условиях. Например, участники собирают и отдают свои карточки кому-либо. Данный процесс можно сравнить с выборами. Некоторые участники оставляют свои карточки у себя. Это совершенно не означает, что они не участвуют в выборах, однако показывает, какое значение имеет неотданный голос в демократическом процессе принятия решения. 

Аутентичность упражнения усиливается, если в центре внимания – решение, касающееся всей группы. Например, там, где во столько-то часов окажется большинство карточек, будет решено, будет ли вечерняя программа и как она будет выглядеть, когда на следующий день группа начинает работу, длительность обеденного перерыва и т.д. 

Во время первой фазы упражнения возможны несколько сценариев поведения: некоторые участники встают и начинают обсуждать возможные правила в небольших группах. Они пытаются переубедить сомневающихся. Другие пытаются разными путями, в том числе хитростью или силой, «добраться» до карточек. В случае применения насилия тренеры могут включаться в процесс, однако в целом тренерам стоит наблюдать за процессом со стороны и ни в коем случае не комментировать и не оценивать поведение участников. Через 20 минут тренеры просят участников занять свои места. Тренеры спрашивают, у кого находится наибольшее количество карточек и какое правило должно быть провозглашено. Даже если задолго до истечения заданного времени у одного из участников оказалось наибольшее количество карточек, необходимо дождаться истечения заданного времени. Возможно, процесс примет новые очертания, например, начнутся переговоры о создании коалиций.

Рефлексия

Советуем начать рефлексию с выяснения эмоционального состояния участников.

Далее стоит опросить участников, как они действовали во время упражнения. Почему они действовали так. 

Сначала можно обратиться к тем, у кого на момент рефлексии не оказалось карточек.Что случилось с твоей карточкой? У кого она сейчас? Тебя это устраивает? Что ты делал во время упражнения?

Вопрос для тех, кто сохранил свою карточку: Почему ты сохранил свою карточку?

Вопрос для тех, у кого находятся карточки других: Как получилось так, что это карточки оказались у тебя? Какие правила ты хотел бы провозгласить? Обсуждалось ли это / эти правило/а со всеми?

Для того, кто провозгласил правило/а: Какое чувство было у тебя, когда ты провозглашал правило/а или должен был их провозгласить?

Как в итоге было принято решение? Как было бы правильнее всего принять решение? Почему так?

После обсуждения процесса, обсудите результат. 
  • Вы согласны с провозглашенными правилами? 
  • Вы будете придерживаться этих правил? Если да, то почему? Если нет, то почему?
  • Надо требовать, чтобы все придерживались данного правила?.
  • Насколько ваше поведение повлияло на введение или провозглашение правила?
Последний этап обсуждения — поиск аналогий в реальной жизни.
  • Можно ли сравнить ход упражнения с ситуациями из реальной жизни? С какими?
  • Когда мы принимаем правила или законы и когда мы их бойкотируем?
  • На каких условиях принятия закон становится приемлемым для вас?
  • После данного упражнения, что бы вы поменяли в процедуре выборов?

Важно обращать внимание на то, что разное восприятие ситуации может привести к конфликтам внутри группы. Тренеры должны следить за тем, чтобы у каждого была возможность рассказать о своем опыте и ощущениях вне зависимости от поведения участников во время упражнения. Важно показать, насколько по-разному можно воспринимать и трактовать одно и то же действие. 

Сильные и слабые стороны участников, а также особенности их поведения в группе не являются темами данного упражнения. Тренеры должны следить за тем, чтобы не делалось выводов о характере кого-либо из участников или не начиналось обсуждение личных качеств.

Поделиться