Способы представления проектов

Это первый блок по теме теории фотографии. Он рассказывает о том, в каких формах можно представить один и тот же смысл. Вот наиболее типичные форматы для фотопроектов.

Коллаж

  • Фотографии необходимо подбирать одного размера;
  • все они должны быть примерно одной цветовой гаммы, чтобы не выделялись случайные части;
  • фон должен быть однотонным и не перетягивать на себя внимание зрителя.

Типология

Этот жанр предполагает серию фотографий, объединенных общей темой. Типология — это набор отдельных изображений, каждое из которых не несет никакого отдельного высказывания, а смысл проекта всплывает только тогда, когда вы посмотрели все эти фотографии вместе. То есть каждая из фотографий не иллюстрирует мысли автора. Она просто слово. И так у Вас слово за словом складывается предложение. Предложение, которые и несет смысл. Вот, например, типология, изображающая мужские профессии в Германии начала прошлого века (автор — Август Зандер):

Фотоистория

Фотоистория пришла из фотожурналистики, где задачей фотографа было проиллюстрировать своими фотографиями текст статьи, рассказывающей о каких-то событиях. Её же называют фотоочерком, фоторепортажем. Здесь каждая фотография выступает как бы иллюстрацией мысли, каждая новая фотография эту идею подтверждает снова. Итак, каждая фотография — иллюстрация. Фотографии как маленькие рассказы, из которых и складывается текст — большая фотоистория.

Проект Мартин Парра «Лакшери» хороший пример фотоистории. Уже по одной картинке становится понятно, о чем идет речь. С каждый новой картинкой — эти предположения подтверждаются в большей степени. Каждая фотография — это маленький рассказ, из которых складывается фотоистория.

Репортаж

Репортажная съемка отличается от предыдущих жанров тем, что фотографии ее всегда дополняют текст самого репортажа. Они должны прежде всего иллюстрировать текст, а не создавать самостоятельное высказывание. Вот, например, история Ильи Жегулева с фотографиями Максима Бабенко про то, как живет город Крымск спустя пять лет после наводнения 2012 г.

Выбор темы проекта

Цель упражнения: выбрать темы и формы для групповых фотопроектов.

Вам понадобится: бумага и ручки для участников.

Создать атмосферу: во время групповой работы включите негромкую фоновую музыку.

Перед тем, как участники выберут темы своих проектов, мы обычно предлагаем посмотреть несколько фотопроектов прошедших тренингов. Покажите ребятам один из проектов, сначала молча пролистайте фотографии, затем спросите ребят, поняли ли они, о чем проект и как он связан с правами человека. Обсудите, какую идею вкладывали в проекты их авторы. Покажите ребятам еще один проект, таким же образом обсудите его.

Здесь некоторые проекты, которые во время тренингов показывали мы.

Разделите ребят на группы по 3-4 человека. Дайте ребятам индивидуальное задание: выбрать интересные темы, связанные с правами человека, и найти в их рамках пару-тройку проблем, которые можно было бы раскрыть в рамках фотопроекта. Дайте 5 минут на выбор тем и формулировку проблем.

Затем попросите ребят в течение следующих 5 минут выбрать одну тему и одну проблему, на которую они будут делать проект.

Для проверки попросите участников держать в голове несколько вопросов:

  1. Как проблема связана с правами человека?
  2. В каком виде можно реализовать проект? Как участники его видят?
  3. Что понадобится для проекта? (Это может быть и особое место, и специальный реквизит).

Если обсуждение в группе зашло в тупик, помогите: предложите пару идей, но не навязывайте тему и форму воплощения.

Как работает шайтан-машина, или устройство фотографии для чайников

Этот блок расскажет об основных принципах фотографирования. Он не научит фотографировать как боженька, но вы разберетесь в том, что и как нажать, чтобы фото вышло именно таким, каким вы его представляете. Тренируйтесь по мере изучения материала: поговорили про светочувствительность, посмотрите, где находится ее показатель на фотоаппарате, сделайте пару кадров — и так на каждом этапе.

Для того, чтобы сделать качественные фотографии, необходимо разобраться в трех параметрах: диафрагме, выдержке и светочувствительности.

Диафрагма — специальный механизм, регулирующий размер отверстия в объективе. Диафрагма работает подобно зрачку человеческого глаза. Когда мы выходим на свет — зрачок заметно сужается. Когда находимся в темноте — зрачок расширяется, чтобы в глаз попадало как можно больше света.

С диафрагмой — все то же самое. Когда освещение плохое (вы фотографируете в помещении без специального света или в темное время суток) — диафрагму необходимо открыть, чтобы в объектив попадало как можно больше света. Когда же съемка ведется на ярком свету — диафрагма закрывается.

С величиной диафрагмы напрямую связана величина глубины резкости. Резкость отвечает за то, насколько размыты будут предметы на заднем фоне. И правило очень простое: чем шире открыта диафрагма, тем больше глубина резкости.

Выглядит это как-то так:

  1. большая глубина резкости, диафрагма широко раскрыта, фон четкий;
  2. маленькая глубина резкости, диафрагма раскрыта меньше, фон размытый.

Выдержка — это интервал времени, на который открывается затвор фотоаппарата, чтобы изображение через объектив попало на матрицу (“сетчатку”) камеры. Выдержка отвечает за четкость фотографий и “освещенность”: чем меньше выдержка, тем более четкие фотографии, но тем более они темные.

В старые времена, когда фотографии делались на светочувствительные пластины, величина выдержки, на которую фотограф открывал крышку объектива (затворов тогда еще не было), составляла десятки минут, а то и час.

В современных камерах выдержка обычно составляет десятые, сотые и даже тысячные доли секунды, что позволяет получать качественные снимки без использования штатива. Чем больше закрывается диафрагма, тем больше должна быть выдержка. И наоборот — чем больше открывается диафрагма, тем меньше должна быть выдержка.

Если фотоаппарат или объект съемки перемещается (съемка из поезда, съемка спортивных соревнований), то выдержка должна быть очень маленькой (короткой), причем тем меньше, чем быстрее движется объект. Однако нельзя забывать, что, чем меньше выдержка, тем темнее фотография, но свет можно выровнять в специальных программах.

Выглядит это так: на первом фото выдержка слишком маленькая, фотография получилась темной, во втором случае выдержка слишком длинная, фотография получилась смазанной.

Светочувствительность матрицы измеряется в единицах ISO.

В пленочных фотоапаратах светочувствительность зависела от самой пленки и для конкретной пленки являлась единицей постоянной — под чувствительность пленки фотограф и подбирал соотношение выдержки и диафрагмы, используя для этого специальное устройство под названием экспонометр, ну или просто соответствующие таблицы.

Для цифровых камер чисто физически увеличение значения светочувствительности означает усиление сигнала, получаемого с каждого пиксела матрицы.

При увеличении сигнала увеличиваются помехи — посторонние сигналы, не относящиеся к объекту съемки. В результате на конечном кадре появляется так называемый «шум» — точки, как на первой фотографии ниже. Правильно подобранные светочувствительность и выдержка дадут качественную фотографию (2).

Подбирать светочувствительность лучше всего по экспонометру: шкале, которую видно в видоискателе. Идеальное ее значение должно равняться нулю.

Последний технический параметр — фокусное расстояние (зум).

Объектив — это система, состоящая из нескольких линз. Изображение снимаемого объекта попадает в объектив, преломляется там и сводится в одну точку на определенном расстоянии от задней части объектива. Эта точка называется фокусом (точкой фокусировки), а расстояние от фокуса до линзы (системы линз) называется фокусным расстоянием.

На практике это знакомо нам в виде “приближения” или “отдаления” объекта в кадре. Вот как выглядит один и тот же кадр, снятый с разного фокусного расстояния.

Раскадровка

Вы взяли в руки фотоаппарат и нашли не только кнопку включения, но и экспонометр и кнопку открытия диафрагмы. У вас есть идея того, что снимать, а сейчас разберем как и с какой точки лучше снимать те или иные объекты. Иначе говоря, займемся раскадровкой — построением кадра.

Что нужно помнить:

  • следите за тем, что находится в центре кадра — взгляд зрителя прежде всего падает туда. Не повторяйте наших ошибок: на первой фотографии в центре кадра — картины на стене, а не участники тренинга. Второй кадр сфокусирован на человеке, но вот люди по краям обрезаны, фокусное расстояние стоило уменьшить.
  • не снимайте по суставам — не обрезайте объектам съемки конечности. На первом фото модель обрезана по колено, на втором обрезаны локоть и кисть, фотография засвечена — неправильно подобрано значение диафрагмы, на третьем голова обрезана по шею.
  • следите за горизонтом;
  • снимая здания, не забывайте, что при съемке вблизи пропорции всегда будут неправильными. Здания лучше снимать издалека. На фотографии ниже кривой горизонт, неправильные пропорции, и не понятно, на что обращает внимание кадр.

Съемка проектов

Несколько советов ведущим на время съемки:

  1. Будьте рядом, чтобы подсказать или помочь.
  2. Старайтесь как можно меньше вмешиваться в процесс.
  3. Следите за тем, чтобы все были вовлечены и чтобы каждый по возможности поработал с фотоаппаратом.
  4. Реквизит продумывайте заранее.
  5. Будьте готовы ехать на другой конец города, снимать в заброшенных зданиях, общаться с охраной торговых центров и самому позировать в кадре — процесс съемок имеет крутые повороты, а фантазия и деятельность участников может не признавать границ.

Представление проектов

Цель упражнения: обсудить сделанные фотопроекты, оценить их с точки зрения проблематики прав человека и качества фотосъемки.

Вам понадобится: проектор.

Определите жребием, в какой последовательности будут показаны проекты. Покажите первый проект. Предложите участникам молча посмотреть его. После показа задайте им несколько вопросов.

Первый вопрос тем, кто не участвовал в создании проекта: о чем, по их мнению, проект и как он связан с правами человека.
Попросите авторов рассказать об идее и проблематике проекта. Поняли ли зрители авторский замысел?
Поговорите с участниками тренинга о проблематике прав человека. Действительно ли проект связан с ними? Как?
Предложите посмотреть на фотопроект с точки зрения качества фотосъемки и эстетики. Что удалось? Что можно было бы улучшить?

Поделиться