По оценкам специалистов среднестатистический человек сегодня  в течение жизни слышит более 7 миллионов рекламных объявлений.  Для сравнения: набожный пуританин в Новой Англии XVII века, посещая церковь, услышал бы за всю жизнь около трех тысяч проповедей.  Как не заблудиться в таком потоке информации? А главное, как научиться осмысливать ее, пропускать через себя и задавать вопросы? Избежать манипуляций, выяснить и понять важное?

Из рассказов близких и с экранов телевизора мы слышим об искажении учебников истории. «Да мой друг уехал из США, потому что они утверждают, что выиграли Вторую Мировую войну» — сказал однажды мне мой коллега. «На Украине говорят, что у истоков человеческой цивилизации стоят великие укры» — утверждал другой. Мне как учителю стало интересно, насколько объективно в разных учебниках по истории отображаются противоречивые события и главное, какую картину мира формирует эта информация.  Что ответит о Второй Мировой войне, изменившей судьбы и карты, школьник хотя из соседнего с Россией государства. Когда, по мнению украинца, эстонца, казаха началась Вторая война? Кто ее зачинщик?  А что говорили не наши современники, а современники самого события? 

Лучше всего мы узнаем что-то, обучая других, поэтому я разработал урок, посвященный методике работы с разными видами информации. Как определить принадлежность фото к разным временным рамкам, и как увидеть на этом фото явные и скрытые смыслы? Как правильно идентифицировать источник текста? Как отличить объективное изложение  факта от его оценки и мнения? Как анализировать карикатуру и какое место она занимает в формировании общественного мнения?

В уроке используются различные интерактивные методики. При его разработке очень помогли знания и опыт, которые я получил при работе с выставкой Дома – музея Анны Франк «Уроки истории», монография Данилова А.А. «Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государств»  и увлекательная книга М. Ферро «Как рассказывают историю детям в разных странах мира».  Кстати, если Вы живете в Санкт – Петербурге, то в Академии Постдипломного Педагогического Образования уже проходит выставка «Разные войны: национальные школьные учебники о Второй Мировой войне».

Поделиться