Планы на лето, новости космоса, школьная архитектура, социологические опросы и лингвистические статьи — рассказываем, что было интересного в сети на этой неделе.

Летняя школа открывает набор

1 апреля открывается подача заявок на Летнюю Школу — свободный научно-просветительский проект, который проводится с 2004 года. Палаточный лагерь в Подмосковье собирается каждый год. В этот раз на Летней Школе 26 мастерских, среди новых: мастерская архитектуры, мастерская экономической журналистики, химическая мастерская и мастерская IT/IP law jam.

Школьников традиционно принимают на медицинское отделение, отделение социальных наук, мастерскую планетологии “АстроГео”, отделение журналистики, мастерскую химии, биологическое отделение, мастерскую психологии и школу “Наука и журналистика”.

Подробнее о Летней Школе узнаете на встрече 1 апреля. Она пройдет в 18:00 Москве (в Научке (м. Павелецкая, ул. Дубининская, 20)), но можно посмотреть онлайн-трансляцию. Не забудьте на нее зарегистрироваться.

Фотографии: группа Летней Школы в ВКонтакте

Просто космос

NASA создал открытую базу материалов о космических объектах, сообщает Mashable. В библиотеке более 140 тысяч медиафайлов: видео первых космических пусков и фотографии недавно открытых планет. Все материалы свободны от копирайта, а значит, их можно использовать в любых целях: теперь вы точно найдете космический фон для мемчика или материал для доклада по астрофизике и аэронавтике.

А Space X впервые запустила использованную ракету Falcon 9. Для того, чтобы вывести на орбиту Земли геостационарный спутник связи, повторно использовали первую ступень двигателя. По словам The Verge, это самая дорогостоящая часть ракеты-носителя. Повторное использование двигателя снизит стоимость запуска с 60 млн долларов до 40 млн долларов.

Школа как бизнес-практика

Одиннадцатиклассник Иван Сурвилло написал о трех главных вещах, которым научился за последний год в школе.

Возможно, после этой статьи у меня будут неприятности, но угрызений совести — никаких.

Первый навык — управление проектами: “учебу для ЕГЭ” автор рассматривает как долгосрочный проект с запланированными занятиями, подготовкой с репетитором и самостоятельно. “Учёба для ЕГЭ — то самое «натаскивание и отупение». Решаешь кучу тестов, чтобы получить хорошие баллы. Решать скучно, неинтересно и противно, но важно, потому что по результатам ЕГЭ принимают в вузы.”

Второй навык, переговоры, помогает получить отличные оценки в аттестате, которые дают дополнительные баллы к ЕГЭ. Чтобы найти дополнительное время для подготовки к экзаменам, приходится договариваться с учителями и администрацией школы.

Третий навык — дивергентное мышление. “Во время последнего года обучения в школе мозг должен перестроиться: быстро думать в стрессовой ситуации и выдавать много решений одной задачи. Нужно жонглировать учёбой, ЕГЭ, репетиторами, личной жизнью и отношениями с родителями”.

Александр Никулин спрашивал одиннадцатиклассников о том, как им живется последний год в школе. Экзамены близко, поэтому нелишним будет перечитать советы психолога выпускникам.

Вторые по чтению

РБК пишет об исследовании компании Gfk по частоте чтения книг. Россия вошла в тройку первых: 59% россиян заявили, что читают каждый день или хотя бы раз в неделю. Первое место занял Китай, где читают 70% жителей, третье — Испания (57%).

Однако не все так просто: президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков утверждает, что «за последнее время процесс снижения интереса к чтению среди россиян остановился». Это связано с государственной поддержкой и увеличением количества книжных магазинов.

 
Елена Соловьевашеф-редактор журнала «Книжная индустрия»
Мы на книжном рынке оперируем продажами. А у нас пока покупки не растут в экземплярах. Поэтому говорить о том, что как-то больше становится читателей в стране — сомнительно.

“Мы вам не дети”

В прошедшее воскресенье в городах России прошли протестные акции “Он вам не Димон”. На улицы вышли тысячи людей, и впервые за долгое время среди них были люди младше 18 лет.

Социолог и научный сотрудник Социологического института РАН Мария Мацкевич рассказала “Фонтанке”, откуда взялось такое поколение. По ее мнению, главная причина — иная модель воспитания современных родителей. Она менее авторитарна и направлена на поиск взаимопонимания с ребенком.

“Цифровые дети” иначе взаимодействуют со взрослыми: они не боятся, но идут на диалог и готовы сотрудничать. В то же время, подобно родителям, воспитанным в 90-е, нынешние подростки ничего не планируют надолго и полагаются на себя. И приоритеты и ценности этого поколения изменчивы и отрывочны.

Если их спросить, что для них главное, то мы выясняем: разнообразие, удовольствия, разные впечатления. И в этом смысле первый в жизни поход на митинг – это ещё одно новое впечатление.

Фотографии и хештеги, предложенные заранее, 140 символов в твиттере — вот их разговор о протесте. Этот язык нашла команда Навального и этим языком не обладает наша “взрослая власть”.

Это такой способ коммуникации: я в крутом месте занимаюсь крутыми вещами, я интересен, сейчас я расскажу, как это бывает. У меня новые впечатления, я получаю удовольствие.

При этом пока не ясно, какой будет ответная реплика государства в диалоге, начатом подростками. Надо понимать, что время подавленных протестов 2011-2012 годов для них — доисторическая эпоха, и сейчас подростки получают свой опыт, опыт нового поколения. Мы не знаем, как будут развиваться события дальше, очевидно одно: “так, как было, уже не будет”.

Немного науки:  N+1 запустил серию статей о русском языке

Первый материал рассказывает об эвенском языке и его ярких отличиях в морфологии (строении слов), фонологии (звуки языка и принципы их взаимодействия) и синтаксисе.

“Бакалдаматлавур унидеклэ надис айпон эримэн хадаи хөрдип”

“Когда встретимся, сходим в магазин узнать цену iPhone 7”.

Авторы переводят эту простую фразу и на примере каждой маленькой части рассказывают об особенностях эвенского, в частности:

  • как отличить заимствование от полного перехода слова в язык;
  • чем флективная морфология русского языка отличается от агглютинативной морфологии эвенского;
  • что такое “вершинное маркирование”, и где оно находится в эвенском (в словосочетании “стоимость телефона” значение 3 л. мн. ч. выражается не в слове “телефон”);
  • какие бывают типы порядка слов, и почему по-эвенски правильнее будет сказать “я телефон вижу”.

А еще разберетесь с тем, много ли художественных произведений на эвенском и почему их создает только интеллектуальная элита.

Как должна выглядеть хорошая школа?

Мы уже писали ССЫЛКА о школах с неформальной атмосферой, партнерскими отношениями между учителями и учениками и нетрадиционной системой обучения. Однако не менее важно и физическое пространство школы. “Мел” рассказывает о трех главных архитектурных принципах хорошей школы.

Первый — соразмерность. Для гармоничного обучения лучше подойдут невысокие, до трех этажей, строения, разделенные на рабочие помещения небольшого размера. Для общения и отдыха лучше подойдут просторные светлые холлы.

Пространство должно быть гибким, отражая стремление ребенка к постоянным переменам. Отличное архитектурное решение этой задачи — подвижные элементы: мебель, которую можно перемещать, создавая зоны для общения или приватности. Прозрачные потолки и стены создают «эффект улицы» и подчеркивают изменения, происходящие во внешнем мире.

В таких условиях ученики всегда чувствуют себя частью окружающего мира и связанными со всем, что происходит вокруг.

Наконец, не бойтесь выходить из комнаты, ведь класс — это не единственное место, где можно вести уроки. “Смена интерьера часто означает смену деятельности и формата обучения, а значит, влияет на процесс усвоения новых знаний и делает его более занимательным и продуктивным”. Устраивайте квесты в атриумах, изучайте биологию в школьных садах, модифицируйте пространство классной комнаты — выходите за привычные рамки и удивляйтесь. Удивление — начало познания.

На фото: UWC Dilijan College — международная школа-пансион в армянском городе Дилижан.

Поделиться