В новой подборке расскажем о лучших, на наш взгляд, местах для летних каникул. Начинаем с «Летней школы» — образовательного лагеря «для школьников, студентов и всех-всех-всех». Каждое лето под Дубной (Подмосковье) съезжаются те, кому не хватило знаний во время учебы. На берегу Волги расставляются палатки, в корпусах бывшего пионерского лагеря зажигается свет, над водой по вечерам слышны разговоры, а днем 700 человек (или около того) обмениваются знаниями и опытом.

Летняя школа — полевой образовательный лагерь. У ЛШ есть несколько особенностей, которые нам близки и нравятся: приоритет научного знания, демократическая атмосфера, равенство участников, независимость от политики и религии. О других принципах Летней школы прочитайте в ее «вроде манифесте».

Как устроено

С 8 июля по 7 августа будут работать тематические мастерские, участники которых слушают лекции и проводят собственные исследования. Спектр тем широк: от IT и философии до театра и документального кино.  Для школьников открыты восемь мастерских: по медицине, социологии, биологии, химии, психологии, журналистике, научной журналистике и планетологии. Вся Летняя школа состоит из четырех недельных циклов, по ним работают мастерские.

Кто учит

Те, кто разбирается в теме. Химики, журналисты, психологи. Среди них: Владимир Сурдин, астроном и популяризатор науки, Александр Барулин, лингвист и семиолог, Михаил Гельфанд, биоинформатик, Сергей Максимишин, фотожурналист. Полные списки имен с регалиями ищите на страницах мастерских.

Как попасть

Закончить хотя бы 7 классов и пройти отбор. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте, прочитать правила и заполнить анкету. Если ее одобрит группа «Набор», вам придет задание от вашей мастерской, и дальше все зависит от его выполнения. Подробнее о приёме можно узнать здесь.

Финансирование

Все летнешкольники платят организационный взнос. Для тех, кто еще учится в обычной школе, он составляет 4000 рублей за один цикл. Для совершеннолетних участников — от 400 рублей в день, больше — по желанию. Все взносы идут на организацию жизни лагеря: продукты, аптечка, оплата электричества и пр. Взносы платят все, в том числе директор ЛШ. Проект сугубо волонтерский, поэтому никто не получает гонораров и зарплат.

Как жить

Все живут в палатках, поэтому обзаведитесь спальником, «пенкой», теплой одеждой и терпением (или любовью к походным условиям). Во время учебы придется не только ходить на лекции, но и дежурить: готовить и мыть посуду за весь лагерь (не пугайтесь, мастерские дежурят по очереди, а их, напоминаем, 26). Занятия проходят в корпусах, где есть все необходимое для учебы и отдыха. На территории лагеря работает сотовая связь и слабенький Wi-Fi.

Мы спросили участников прошлых лет из тех мастерских, что принимают школьников, об их опыте поездки на ЛШ и о том, чему они научились.

Быт на Летней школе

 
Юлия Вороненковаучастница ЛШ-2016, отделение социальных наук
На ЛШ ты сам определяешь свой быт. Никто не будет заставлять тебя мыться, ходить на приемы пищи, ложиться спать в 10 вечера и так далее. Разве что на парах и на дежурствах появляться обязательно.
 
Ксения Хохряеваучастница ЛШ-2016, школа «Наука и журналистика»
Первым делом для нас провели игру-квест: мы ходили по станциям и узнавали правила, графики дежурства. Очень радовались, что у ШНЖ нет дежурства в туалетах.
С душом было крайне тяжело — всего два вагончика, а я привыкла ходить в душ каждый день, здесь же были определенные часы, когда идет горячая вода, и, естественно, утром или в свободное время выстраивались огромные очереди. Я же хитрила: шла на завтрак или обед уже с пакетом и полотенцем. Приходилось быстро есть, чтобы успеть помыться.
 
Юлия Кобзеваучастница ЛШ-2016, мастерская «АстроГео»
Скажу честно, в первые дни было нелегко: жили в палатках и условия были соответствующие. Я к такому совсем не привыкла и была не готова, однако люди сделали свое. Никто не отказывался помочь и всегда выручали, если, например, палатку вдруг сдувало.
Именно в ЛШ я полюбила каши и крупы, раньше никак не могла переносить даже запах. Готовить на весь лагерь в 28 градусов было нелегко, но действительно очень весело.
 
Полина Довлатоваучастница ЛШ-2016, школа «Наука и журналистика»
Между собой все, что за территорией, мы стали называть Большой землей, куда к концу, поверьте, совершенно не хотелось возвращаться. Сочетание такого быта туриста с учебным процессом – идеально. У тебя есть все: wi-fi, коворкинг зона с компьютерами, принтеры, проекторы, новейшие микроскопы, оборудования для химических опытов, а над тобой только небо и под тобой только шишки, в купе получается отлично и приятно. В первые дни непросто, нужно привыкнуть, подстроиться под режим, понять, когда в душ нет очереди, но еще есть горячая вода, когда приходить кушать, чтобы не стоять вечность в той же очереди. Все это временно и нормально, человек, куда бы ни приехал, сначала должен освоиться.

Золотые лекции

 
Полина Довлатоваучастница ЛШ-2016, школа «Наука и журналистика»
После ужина — время Золотых лекций. Это значит, что приезжает крутой, интересный деятель науки/искусства/спорта и читает лекцию. Чаще всего вечером на выбор идут две-три Золотые лекции, так что каждый найдет себе что-то по интересу. Для меня лучшая Золотая лекция — рассказ Аси Казанцевой о том, почему наш мозг, почти во всем способен распознать человеческое лицо. Из вечерних мероприятий наибольшее удовольствие доставил турнир по «Что? Где? Когда?». Вообще, это мое хобби, и вне ЛШ у меня есть команда, тренер, мы участвуем в турнирах разного уровня. Другое интересное событие — просмотр фильма «Гравитация» с комментариями серьезного ученого физика, классно разобрать фильм с иной стороны.
 
Наталья Ильинаучастница ЛШ-2014, 2015, 2016, естественно-научное отделение
Фишка в том, что лекцию можно выбрать на свой вкус, и не важно, на какой ты мастерской. Самая лучшая в прошлом году была лекция Панчина о стереотипах о ГМО, против которых люди очень часто слепо протестуют, хотя они не причиняют вред человечеству, а ровно наоборот. И о биотехнологиях, чем они полезны, как их будут использовать в будущем. Он настолько любит свое дело и так увлеченно рассказывает, что я даже потом купила его книгу «Сумма биотехнологии».

После пар

 
Юлия Кобзеваучастница ЛШ-2016, мастерская «АстроГео»
Помимо лекций были соревнования по спортивным играм, представления мастерских. Приезжали разные гости: певцы, лекторы и оратора. И вечером, пожалуй, самое атмосферное: костры на берегу Волги. Сидеть, кушать вкусняшки, петь песни под гитару и играть в разные игры было очень здорово!
 
Аня Проворнаяучастница ЛШ-2016, мастерская психологии
Первое время по вечерам был хастл, что вообще очень сильно подкупило меня и заставило полюбить ЛШ с самого начала. Периодически проходили концерты, я не ходила на все, но точно помню, что была «Пицца» и «Операция Пластилин». И, конечно, «закрытые» мероприятия мастерской – костры, настольные игры, вечерние посиделки и так далее.

Попросили прошлогодних участников мастерских по медицине, естественным наукам, планетологии, социологии и журналистике рассказать о том, как они проходили набор, чему учились на школе и что унесли с собой после.

Школа «Наука и журналистика» (ШНЖ)

Мастерская для журналистов и популяризаторов науки. Здесь учатся писать статьи о науке так, чтобы они были понятными.

 
Ксения Хохряеваучастница ЛШ-2016

Я попала на ЛШ в июле. Анкету заполняла в последний день регистрации, уже не надеялась, что прочитают и одобрят. Когда же пришли вступительные на 14 листов, я очень удивилась. На выполнение заданий было дано две недели. Нужно было написать эссе о себе, отправить свои публикации, если имеются, рассказать о своих отношениях с наукой и журналистикой, отправить научные ресурсы, которые больше всего интересны. Также было редакционное задание — найти ошибки в выдержках из научных статей. С ними я сидела долго, потому что искать ошибки в терминах, которые не знаю, было очень сложно. К счастью, успешно справилась, и мне сказали, чтобы я уже собирала вещи и ехала в Москву. Мастерская длилась две недели.

С таким насыщенным распорядком дня я никогда не сталкивалась — расписано все было до самого отбоя (у школьников был отбой после 22 часов). С утра все дружно шли на завтрак, после чего ходили на вариативы: выбирали курсы по желанию — кто-то любил химию, кто-то физику, психологию или биологию. Потом обедали, бежали на проекты: они тоже были разные, у кого-то журналистика, у кого-то лингвистика или химия, — а уже после них до самого вечера время было расписано: лекции, фильмы, творческие вечера, посиделки. Мы выпускали газеты, снимали фильмы, учились писать статьи на научные темы, работали над проектами научно-популярного журнала «Кот Шредингера». Лично я ходила на психологию, ее у нас вел Григорий Тарасевич, позже Виталий Васянович. Еще ходила на журналистику, где мы создавали недельную газету.

В конце последней недели мы сдавали зачеты по нашим вариативам и защищали проекты. Мне было не сложно, потому что это не скучная контрольная, как в обычной школе — нам давалась полная свобода для творчества и фантазии. Конечно, я часто не высыпалась, но это поправимо.

Самыми запоминающимися лекциями были лекции Григория Тарасевича о журналистике в целом. Помню очень душевный поэтический вечер: мы очень готовились, читали любимые стихи и прозу. Самым долго обсуждаемым мероприятием была встреча с Алексеем Воробьевым, известным актером и музыкантом (многие не знали, кто он, и не понимали, почему он приехал). Было очень интересно посетить ОИЯИ (Объединенный институт ядерных исследований — прим. ред.): никогда не была в подобных местах, а увидеть синхрофозатрон и запомнить, как он правильно называется, было о-о-очень необычно.

 
Полина Довлатоваучастница ЛШ-2016

Я поехала в первый раз, на мастерскую ШНЖ. Первым этапом стало поступление. Нужно было заполнить анкету и выполнить задания. Просили рассказать про свою жизнь, увлечения и планы на будущее. Задания были не тривиальные, например, написать статью наподобие постоянной рубрики журнала «Кот Шредингера» «Интересные факты о простых вещах».

Следующий этап – обучение в ЛШ. Процесс организован комфортно и правильно. В первой половине дня были теоретические занятия по физике/химии/психологии/биологии человека на выбор и практические по тем же направлениям. Я слушала теорию по биологии и занималась в химической лаборатории, где получила больший опыт работы с веществами и реагентами, нежели в школе за два года обучения. После обеда было занятие по журналистике «Линейка текста». Главный редактор журнала «Кот Шредингера», Гриша Тарасевич, по совместительству еще и куратор ШНЖ, объяснял правила и приемы, необходимые начинающему журналисту. Он был последней инстанцией, которому приносили уже готовые тексты, сотню раз откорректированные и проверенные, потому что его гнев страшен. (Это все гипербола, но правда, Гриша — журналист ого-го, относится к любимому делу серьезно и требует со школьников по-настоящему). Но один совет, наверное, действительно направил меня в нужное русло, он несколько раз повторил: «Чтобы стать журналистом не обязательно, а иногда даже и не желательно заканчивать журфак»!

В конце цикла каждый участник мастерской обязан представить небольшую презентацию, резюме по прослушанному курсу теории и рассказать, а лучше наглядно показать, чем он занимался на практических занятиях. Моя финальная презентация была посвящена химическим опытам, проведенным в лаборатории: вулкан, золотой дождь, приготовление слизня, выращивание кристаллов. Вторая ее часть состояла из небольшой статьи о будущем нейротехнологий, в конечном счете ее даже опубликовали на интернет портале нейротехнологии.рф. К концу второй недели каждый из нас имел как минимум два готовых для печати в «Коте Шредингера» текста. Кроме этого, море новых знаний, знакомств, впечатлений и воспоминаний.

АстроГео

Мастерская планетологии: здесь изучают Землю и другие планеты. Раньше мастерская называлась Геолого-географической (Гео-Гео), но теперь открыты три направления: геологическое, географическое и астрономическое.

 
Юлия Кобзеваучастница ЛШ-2016

Я выбрала АстроГео, так так хотела углубиться в географию и геологию. В анкете вопросы были разной сложности, что-то я с лёгкостью сделала сама, а над чем-то приходилось подумать. Как сказал нам наш куратор в первый день : «Что ж, вы все прекрасно гуглили, молодцы…».

В зависимости от того, какая мастерская дежурит готовит завтрак, обед или ужин на весь лагерь, мы и вставали. После завтрака шли две пары, потом — готовка/обед/мытье посуды, затем немного свободного времени, пары, ужин/мытье/готовка. Далее свободное время до отбоя. Кроме учебы нельзя забыть посиделки в комиралке. Весёлые настольные и подвижные игры, чай ночи напролет, помощь и объяснение материала с пар — все это было очень уютно!

Однажды мы ходили в карьер, для этого надо было ехать в Дмитров. Это тоже было приключением, но, к сожалению, для меня дорога оказалась самым интересным. Кушать походную еду я не могла из-за проблем со здоровьем, а это было самым интересным в нашем походе, ибо все камушки, которые мы поехали изучать, оказались примерно одинаковыми. Безусловно, было что-то новое и познавательное, но три часа езды были не очень оправданы. Мне хотелось домой, к костру и гитаре.

ЛШ научила меня жить в суровых условиях, я имею в виду походные. Для меня это было что-то необычное и совершенно новое, но довольно интересное. Я научилась готовить 1000 и 1 блюдо из крупы, теперь, кстати и дома иногда их готовлю, а мои родные приятно удивлены тому, как это может быть вкусно.

 
Люда Вакалюкучастница ЛШ-2016

В июле июле 2016 года я провела две недели на мастерской АстроГео. В анкете самым сложным было заполнение разделов о себе, той части, где надо было описать своё хобби, себя, выбор мастерской. В заданиях требовалось дать ответы на задания астрономической и геологической тематики: можно ли считать, что у марсохода Curiosity есть искусственный интеллект? Мог ли аммонит съесть трилобита?

Во время учебы мы ездили в Дмитровский карьер — это было необычно, делали горящие трубочки из бумаги и пороха. Однажды нам внезапно устроили зачёт по физике, поэтому мы допоздна учили вопросы. В другой раз отключили свет, поэтому вместо занятий мы играли в Манчкин. 

Летняя школа мне дала знания — из разряда общих знаний о мире. На олимпиадах, которые для меня сейчас очень важная часть жизни, они пригождаются — лишних знаний не бывает. Еще навыки: развитие общительности и умения адаптироваться к новому.

Мастерская психологии

Думаете о поступлении на психфак? На этой мастерской изучают основы психологии и проводят исследование длиной в несколько циклов Летней школы.

 
Аня Проворнаяучастница ЛШ-2016

Уже долгое время я увлекаюсь психологией, поэтому с выбором мастерской трудностей не было. Всем школьникам здесь нужно было провести три недели, так как исследование, в котором нам предстояло принять участие, требовало достаточно больших временных затрат.

Приём состоял из нескольких этапов. В финальном задании нужно было написать эссе на одну из трёх предложенных тем: 1) Этого психолога я считаю самым классным; 2) Мое любимое психическое расстройство; 3) Невербальная коммуникация в общении. Помню, очень серьёзно подошла к заданию, перерыла огромное количество литературы по теме, но оно того стоило – меня взяли на ЛШ!

У несовершеннолетних летнешкольников было несколько курсов, по которым обязательно нужно было сдавать зачёты. В моём случае это были «Анатомия и физиология ЦНС», «Клиническая психология» и «Общая психология». Зачёт по ЦНС сдавали в виде маленьких контрольных работ, по клинике нужно было рассказать про какое-нибудь психическое расстройство и проиллюстрировать его примером из книги, фильма, клипа и т. д., а для общей психологии – подготовить презентацию по психологическому исследованию последних нескольких лет.

У нас было одно большое исследовательское задание, причём мы были одновременно и исследователями, и предметом исследования. Нам нужно было снять ремейк на советский фильм «Завтра третьего апреля» и постараться рассказать о своих переживаниях и актуальных проблемах. Мы сами придумывали сценарий, бегали с камерой, монтировали и, честно говоря, порядком возненавидели задание в процессе работы. Очень мало времени, очень много дел. В то время такая прекрасная погода была, Волга в двух минутах – хотелось побольше отдыхать и ни о чём не думать. Но в конце, на показе работ, всё плохое сгладилось, и было очень приятно смотреть и обсуждать, что получилось.

Если меня попросят описать эти три недели на ЛШ одним словом, то это будет «челлендж». Челлендж во всём. Не могу сказать, что хоть что-то давалось легко. Но от этого моё пребывание там ещё больше наполнялось какой-то романтикой, духом приключений и ощущением удивительной свободы и ответственности одновременно. Теперь о главных трудностях. Во-первых, нужно быть готовым к тому, что почти круглые сутки ты будешь находиться в окружении людей, и то, если ты спишь один в палатке. «Чудесно! Я обожаю людей!» — скажете вы. Не всё так просто. Первое время ты действительно с искренней радостью знакомишься и общаешься с разными интересными людьми, причём у каждого свой бэкграунд, свои взгляды, увлечения. Однако в определённый момент понимаешь, что от этого разнообразия у тебя уже как-то начинает всё сливаться. И самое главное – ты не можешь выбрать побыть немного в одиночестве, посидеть в тишине и спокойствии. Во-вторых, у несовершеннолетних летнешкольников очень загруженный день. Каждый день. Даже когда очень не хочется идти на лекцию, а, например, пойти поваляться на берегу Волги, ты берёшь тетрадь, ручку и отправляешься грызть гранит науки. Взрослым, в принципе, не обязательно посещать все лекции. Наконец отбой — это заветное слово, которое так ненавидели все школьники, ведь ровно в 12 ночи карета превращалась в тыкву, и нам приходилось прятаться по своим палаткам, не дослушав песню, которую пели счастливые совершеннолетние под гитару у костра.

Тем не менее, ЛШ –это одно из лучших событий в моей жизни. Я сделала очень много открытий, причём самые главные не касаются образования. Во-первых, я научилась работать в команде. Пока мы делали фильм, было много трений, недопониманий, и иногда даже появлялось желание бросить всё это, раз мы не можем прийти к компромиссу. Но со временем что-то изменилось – мы научились слышать друг друга, уважать мнение каждого члена команды и брейнштормить. Во-вторых, я почувствовала вкус ответственности за себя.  На ЛШ всё делаешь сам: сам ставишь свою палатку, сам знакомишься с людьми, сам регулируешь своё время. И в-третьих, я нашла друга. Точнее, подругу. Мы познакомились в первый день, за обедом, и тогда назойливая мысль в моей голове спрашивала меня: «Что я тут забыла?». Но всё изменилось с нашего знакомства: все переживания я могла разделить с близким человеком. Наверное, настоящая дружба –это самое ценное, что я могла приобрести.

Естественно-научное отделение (ЕНОТ)

В этом году естественные науки представляют химическая мастерская и биологическое отделение. Приезжайте работать с реактивами и микроскопами, ставить опыты, изучать физиологию растений и биохимию.

 
Наталья Ильинаучастница ЛШ-2014, 2015, 2016

Я была на ЛШ три года подряд на трех мастерских: ГеоГео, ПСИХО и ЕНОТ. Первую я выбрала потому, что люблю копаться в земле и узнавать что-то новое о нашей планете. Когда я выбирала ПСИХО, я была уверена, что буду учиться на психолога. Летняя школа лишь подтвердила мое желание, а Енот немного подкорректировал направление, и я стала заниматься биологией. Если честно, сложно сказать где мне больше понравилось. На ГеоГео была атмосфера, которая сохранялась и следующие мои два приезда. Я могла спокойно прийти к ГеоГео хоть и была на другой мастерской. На ПСИХО были самые интересные лекции, ну, а ЕНОТ (в этом году его разбили на несколько мастерских) совместил и душевную компанию, и интереснейшие лекции.

На психологической мастерской у нас было лекций под завязку и экзамены в конце каждой недели, на ГеоГео было много практики, а на ЕНОТе и лекции и зачеты в конце, и практика по биологии и химии. ЛШ — противоположность обычной школе, поэтому в понедельник был выходной.

ЛШ дала мне много друзей и понимание, с чем я готова связать свою дальнейшую жизнь, что мне делать в будущем. Дала представление о системе образования, которая отличается от школьной, многим она дала понять, что место, где учат чему-то – необязательно должно быть добровольно-принудительным. Здесь я могу, мало того, хочу выбирать лекции. Кроме программы мастерской, она обязательна, но не давит как многие школьные уроки.

 
Валерий Климчукучастник ЛШ-2014, 2015, 2016

Я был на ЛШ последние 3 года подряд. Два раза на Гео-гео (тогда ещё не Астро-Гео) и последний раз — на Еноте. Выбирал из-за близости с физикой и математикой. Заполнение анкеты было не сложным, понятно, что некоторые вещи приходилось гуглить, но в итоге, ещё не приехав на ЛШ, я стал что-то интересное узнавать. На Гео-гео всё было очень «лампово» и более спокойно, а вот на Еноте уже нужно было постоянно шевелить извилинами мозга. Больше всего запомнились лекции по общему развитию, например, лекции А. Колодочки по ораторскому искусству, и лекции по физике и астрономии, которые в основном делал Илья Олегович Орлов. 

Очень нравилось дежурить в столовой и вместе с Тарасевичем паковать его журналы во время открытия или закрытия ЛШ. Трудно было только в первый раз, потому что это была первая большая разлука с домом. 

Всё самое интересное из лекций на ЛШ есть у меня в тетрадях. Я их бережно храню и время от времени их листаю. Иногда не отказываю себе в удовольствии выпендриться на уроках по физике или математике. Я очень много рассказывал своим знакомым о ЛШ: упоминал о отличных вечерах у костра, интересных лекциях и просто необычной атмосфере, в которой, в отличие от многих других мест, люди спокойно улыбаются друг другу, даже если вы незнакомы.

Отделение социальных наук (СоцО)

«Если вы хотели разобраться с тем, кто есть кто в мире социальных наук, узнать о них побольше, а также научиться задавать вопросы, ставить цели и формулировать задачи, то СоцО — это ваша мастерская».

 
Юлия Вороненковаучастница ЛШ-2016

Я выбрала СоцО по нескольким причинам: во-первых, я несовершеннолетняя, а для нас открыты двери далеко не всех мастерских. Во-вторых, только на ней у меня был знакомый, а ехать в первый раз в совершенно новое место было очень страшно. В-третьих, я долго металась между СоцО и ПсихО, но в итоге сделала выбор в пользу первой, поскольку ее программа включает в себя и психологию, и историю, и статистику, и кучу других направлений.

Я перфекционист, поэтому заполняла анкету долго и тщательно, очень боялась, что мотивация не удовлетворит группу набора, и меня не возьмут. Включила все свои художественные навыки… и в итоге этот этап прошла!

Заданием было эссе: дали несколько высказываний известных людей на разные «социальные» темы (школьное образование, мораль, право, личность и т.д.). Нужно было раскрыть содержание цитаты и написать свое мнение по поводу этой проблемы. Его я писала очень долго, советовалась со всеми своими друзьями и родственниками и перечитала кучу статей в интернете.

Второй обязательный этап — собеседование, которое я успешно провалила, потому что мало того, что очень волновалась по поводу того, как оно пройдет, так еще и опоздала почти на полчаса. Нервы мои были основательно расшатаны, поэтому отвечала я кое-как.

В итоге ребята очень долго не могли определиться, брать меня или нет, поэтому мне дали дополнительное задание — еще одну небольшую письменную работу, и после нее все-таки взяли.

Большая часть дня всегда была занята парами — преимущественно из-за этого я так и не попала ни на одну открытую лекцию, к сожалению. Во время «перемен» пили чай, ели вкусняшки, болтали. Я много времени проводила на качелях перед корпусом.

Самыми интересными мне показались исторические лекции Галины Анатольевны Ивановой. Она вела у нас пары по истории России в XVII веке, рассказывая преимущественно о быте и социальном устройстве страны, а не о войнах и походах. История с такой точки зрения всегда интересней дат и правителей. И еще у нее же был спецкурс «Женщины в Средние века», где она рассказывала, собственно, об их быте, о традициях заключения брака и так далее. Еще был очень полезным курс о психологии общения, и некоторую информацию оттуда я зачастую применяю в общении с другими людьми и оценке своих мыслей и действий. Курс источниковедения помог более серьезно и аналитически подходить ко всем текстам, которые мне встречаются, а в наш век бесконечных потоков информации это очень полезный навык.

Медицинское отделение (МедО)

Здесь вы пройдете курсы анатомии и физиологии, научитесь оказывать первую помощь и узнаете, каково на самом деле быть врачом.

 
Вера Сидороваучастница ЛШ-2015, 2016

Я выбрала МедО, потому что увлекалась биологией и химией, и мне было интересно узнать, как эти науки помогают врачам лечить людей. И сейчас точно знаю, что не ошиблась при выборе мастерской, потому что атмосфера в коллективе и весь набор дисциплин помогли мне найти будущую профессию и получить море удовольствия от проведения летних каникул с пользой.

Отборочные задания директорат МедО присылает достаточно серьёзного уровня; в основном они нацелены на проверку способности находить достоверную информацию и, конечно, думать. На скайп-собеседовании уже смотрят на уровень знаний школьника, потому что тем, у кого вообще нет базы по анатомии человека, например, будет сложно.

Все три недели ученики МедО усердно постигают совершенно разные области медицины — начиная с таких гуманитарных, как латынь и история медицины, и заканчивая фармакологией, иммунологией и другими разделами. У нас было немало практики: осмотр больного, первая помощь, сбор анамнеза и постановка диагноза. Отдельное внимание уделялось исследовательской деятельности: все ребята были поделены на 4 группы, каждая из которых занималась собственным проектом. Я со своей группой исследовала влияние курения на жизненную емкость лёгких. Наш день начинался со старой-доброй пары АФЧ (анатомия и физиология человека) и чашки растворимого кофе (ну хоть как-то же надо было просыпаться!), затем мы расходились каждый на свой предмет (у кого-то гистология, у кого-то латынь или паразитология, и так далее), после этого обедали и шли дальше на практику, или делать проект.

Знаменательным событием для любого МедОшника является приезд профессора Борсукова и его команды из Смоленска. Эти умные врачи с богатым опытом всегда делятся знаниями со школьниками и мотивируют их собственным энтузиазмом. На их лекциях нам своими руками удаётся сделать УЗИ кому-нибудь из добровольцев, увидеть со стороны процесс гастроскопии.

Очень интересно проходит защита проектных работ — приятно посмотреть на то, над чем ты сам работал, а также увидеть, что получилось у других. В жюри сидят Борсуков и команда, вручая каждой группе заслуженные небольшие призы за работу. Ещё у нас есть традиция заканчивать практический курс игрой: опять же, есть 4 команды, у каждой из которых кураторы в течение недели рассказывают подопечным, как проводить осмотр больного, оказывать первую помощь и т.д. Потом каждой команде достаётся билет с ситуационной задачей, в ходе решения которой ребята применяют полученные навыки; лучшим, конечно же, достаются вкусняшки.

 
Полина Довлатоваучастница ЛШ-2016, школа «Наука и журналистика»
Летняя школа – свободный образовательный проект, в этом определении два главных слова. Первое — «свободный» – организаторы, лекторы, кураторы строят либеральные отношения со школьниками, здесь приветствуется открытый диалог, требуют постоянный фидбек, нет деления на взрослый/ребенок, учитель/ученик, каждый каждого может чему-то научить и у кого-то научиться. Школу переполняют приветливость, дружелюбие, готовность помочь. Второе слово — «образовательный» – здесь ты не проведешь ни одного дня без новых знаний. Даже если решишь не идти на лекции, в очереди за ужином обязательно услышишь краткий ликбез про черные дыры или поэзию Гумилева. Есть еще третье, но его нет в определении, это слово «Волга». Стоит однажды увидеть местные закаты, и ты уже никогда не сможешь их забыть. Приезжайте в летнюю школу, это того стоит. До встречи на Волге!
Фотографии: Летняя школа

Greencamp — лагерь в формате творческой экспедиции, воссоздающий атмосферу школы Summerhill: дети и взрослые вместе решают, как жить, чем заниматься и что изучать.

Для кого: подростки 11 — 16 лет
Где: Карелия, база турклуба «СКИФ»
Когда: с 16 по 30 июля 

Как попасть: заполнить анкету, оплатить бронь и путевку (бронь входит в стоимость), собрать рюкзак и не опоздать в день отправления экспедиции.

Ничего необычного, кроме важного нюанса: перед поездкой участники проходят собеседование с организаторами. Для того, чтобы лагерь получился таким, каким задумывается, важно самостоятельное желание ребенка поехать. Добровольность, свобода выбора и его осознанность — основания идеологии Greencamp.

Философия лагеря

Greencamp организует команда, давно работающая в образовательных и просветительских проектах:

  1. Анимационная Студия «Да» — благотворительный проект, поддерживающий детей в трудной жизненной ситуации;
  2. «Будущее сегодня» — развивающие лагеря для подростков;
  3. «Кавардак» — творческие резиденции для детей и подростков;
  4. «Life camp» — лагеря самоопределения;
  5. «Образ жизни» — проект по профориентации для подростков;
  6. ЭШЭР — Экспериментальная Школа Эволюционного Развития;
  7. Global Education Futures — международная инициатива, проводящая сессии (погружения, форсайты, антиконференции) с педагогами, экспертами и детьми о будущем образования.

Педагоги стремятся повторить демократическую атмосферу Summerhill, в которой дети наравне со взрослыми участвуют в жизни школы и сами вольны выбирать, чему учиться. Команда Greencamp создает комфортную обстановку, чтобы каждый смог заниматься в своем ритме.

 
Ира Соколоваорганизатор лагеря
Нам интересно производить новые знания, учиться самим и вместе с детьми: мы пробуем различные образовательные модели, и каждый лагерь — новый эксперимент. Будем стараться раскачать атмосферу так, чтобы дети смогли заявлять о желаниях и проявлять инициативу. Все решается на ежедневных общих собраниях: вплоть до смены режима дня, если участники чувствуют, что встают слишком рано, или, например, нужно время без мастерских.

Greencamp будет работать только одну смену  и примет 40 участников. Лагерь ориентирован на индивидуальный подход к потребностям и желаниям ребят, поэтому соотношение детей и педагогов примерно 2:1. 

 
Кирилл Смирновволонтер и участник прошлогодней экспедиции
Я в лагерь попал как волонтер, и мне ужасно понравилось Были очень хорошие вожатые-преподаватели, все ощущалось как в большой семейке. Жить было необычно: в юртах с самодельными кроватями. Помню обеды за наблюдением смены погоды в Сахрае, где вид складывается из холмов и
вокруг не видно соседей.

Как живут

В Greencamp вся жизнь подчинена свободному выбору. Все, начиная с целей собеседования и заканчивая меню столовой, ориентировано на собственные желания и стремления детей. Каждый день начинается с общего собрания, где решается, чем лагерь будет жить сегодня. И голос ребят не менее ценен, чем голос вожатых.

 
Ира Соколоваорганизатор лагеря
Мы понимаем, что, возможно, того плана, который наметили мы: в первой половине дня заниматься мастерскими, после обеда — свободным временем и чем-нибудь интересным вечером, — этого плана может и не быть, если так захотят участники. Мы хотим договариваться и создавать пространство для того, чтобы желания и идеи появлялись, озвучивались и реализовывались. Источником изменений в программе может быть и взрослый и ребёнок, если его предложение будет принято.

Мелочи быта

В этом году лагерь впервые проходит в Карелии, в палаточном кемпинге на оборудованной турбазе. Мастерские и студии будут проходить в шатрах, а на случай дождя есть фантастический сферический дом, где можно укрыться от непогоды.

Спят в спальниках и палатках, встают рано, в семь утра. После зарядки и завтрака начинаются занятия мастерских — до обеда. Затем свободное время, которое заполняется чем-то новым каждый раз, в зависимости от решений общего собрания. Вечером смотрят фильмы и устраивают посиделки перед костром. Иногда весь лагерь погружается в сюжетные игры на темы свободы, мира будущего и осознанного выбора.

 
Ира Соколоваорганизатор лагеря
Когда детям дают свободу и возможность раскрыть свои интересы и при этом обеспечивают безопасность, они развиваются и расцветают естественно, гармонично, они становятся авторами своего пути. Мы стремимся предоставить детям больше свободы и сделать так, чтобы они действовали, прислушиваясь к себе. Мне кажется, много радости и счастья в том, что человек замечает, как он конструирует реальность.

Программа мероприятий еще формируется, но одно известно точно: будет много свободного пространства для детских инициатив. 

Мастерские

Программы студий составляется вместе с участниками: каждый может предложить мастерскую или провести занятие в рамках одной их них. Сделать это можно как до начала экспедиции, так и во время ее, сказав о желании научиться, например, делать колесо, жонглировать или варить карамель.

 
Ира Соколоваорганизатор лагеря
Мы предлагаем ребятам заявить студии или предложить свой курс: часто дети проводят занятия по словесным играм и придумывают их вместе. Были случаи, когда ребенок хотел чему-то научиться и просто говорил об этом. Однажды мальчик захотел узнать, как делать карамель, и тут же нашелся кто-то, кто сказал: «Давай вместе, я готов тебе помочь». Они отправились искать сахар и воду и на ложках у костра сварили карамель. Таков основной принцип работы мастерских: если я хочу чему-то научиться, я готов при этом учить других.

В этом году в лагере будут делать воздушных змеев, сочинять, писать, иллюстрировать и переплетать книги, заниматься капоэйрой, снимать кино и рисовать. В списке выделяется студия по самообразованию: в ней темы формируются исходя из потребностей участников.

 
Ира Соколоваорганизатор лагеря
Мы даем возможность выбирать из разных форматов, дети могут заниматься готовой и понятной программой, а могут создавать свое. Пойти в мастерскую сделать сумочку или поучиться в фотостудии — это просто. Будут занятия, где надо прислушиваться к себе, проявлять энтузиазм и производить что-то новое на неподготовленной основе.
 
Ярослав Панфиловучастник прошлогодней экспедиции
Мастерские были на выбор: мне нравилось книгописание. Правда, оно было по записи, так же как и ремесло: на него была большая очередь. Была пара обязательных занятий, капоэйра — одна из них.

Мы делились на разные команды: вода, воздух, огонь и земля. У каждой был свой день, и мы делали разные штуки и сценки с нашими темами: я попал в команду земли, мы рассказывали в сцене про индейцев и про то, что даёт земля.

Участников никто не ограничивает в выборе мастерской. Greencamp уходит от формата обязательности и от самого понятия «обязанность»: здесь договариваются о том, что во время работы мастерских жители лагеря вместе исследуют мир и делают это глубже и осознаннее, чем обычно. Если ребенок не хочет участвовать в том, что предлагается, члены команды вместе с ним ищут выход из ситуации.

 
Ира Соколоваорганизатор лагеря
Можно делать что-то в формате конструктивного безделья или внутреннего поиска ответа на вопрос «что сейчас со мной происходит и почему я не хочу этим заниматься». Этим занимаются несколько людей в команде. Мы принципиально не игнорируем и не упрощаем ситуацию, обязывая всех ходить на мастерские, а пытаемся понять, что происходит и что делать дальше. Что бы ни происходило, наша главная цель: помогать реализовывать желания детей.

«Мы одна семья! А для семьи только самое лучшее!» — таков девиз Хаглара — лагеря, чье семейство расселилось в Ленобласти, на побережье Крыма и в лесах у Онежского озера. ШП узнали, как живет двуязычное племя Haglar.

Что: Детский языковой лагерь для детей от 7 до 17 лет.

Где: Смены проходят в Ленинградской области и на побережье Черного моря в Крыму. На каждой площадке по четыре смены. Стоимость и расписание каждой смотрите на сайте.

Сколько человек в отряде: на смене 6-7 отрядов, около 25 человек в каждом.

 
Катя Чеботарёвабыла в лагере летом 2016
Я была в других лагерях, но той дружной и приятной атмосферы там не было. Хаглар — это не отдых. Это постоянное движение, работа и улыбки. Спустя неделю начала смены на тихом часу все спали, а не пытались найти занятие. В Хагларе мы много играли в разные игры, всегда общались и не скучали.

Особенности

Название лагеря придумали сами дети пять лет назад:

Humanitarian
Academy of
Global
Language
And
Rest

Все смены Хаглара тематические: в течение каждой разыгрывают одну историю, под которую подстраиваются все занятия и мероприятия. Летом 2015 вдохновителем программы стала школа Саммерхил. В этом году вожатые и дети отправляются в другую галактику к новому дому землян.

Отдельный проект Хаглара «Вызов» посвящен подросткам и самоопределению. В течение трех смен ребят учат общаться, принимать решения и разрешать споры. Точнее, сами подростки учатся — на своем опыте, живя и работая в группах по 5-7 человек с педагогом, отвечающим за безопасность и конструктивную обратную связь.

Проект проходит в три этапа: для новичков в Беларуси программа направлена на базовые коммуникативные навыки и профориентацию, во вторую смену в Казани участников учат договариваться и решать проблемы самостоятельно. Наконец, третий этап — поход к Онежскому озеру и мысу «Бесов нос» — научит командному взаимодействию 

Выполняя задания, участники проекта одерживают победу над своими страхами, комплексами и стереотипами. Управление временем и расписанием, обеспечение едой и крышей над головой, оптимизация бюджета, развитие навыков общения, способность договариваться — это только часть задач, которые встают перед ними. Несмотря на то, что все ситуации детально продуманы, у них есть множество вариантов решения. Участники действуют самостоятельно: с чего начать, как продолжить и как достичь результата – решать только им.

Чему учат

Главный предмет занятий — английский язык. Им занимаются по полтора часа каждый день. Помимо уроков языка есть еще и клубы: спортивные, вокальные, творческие, на занятиях которых рисуют, плетут украшения и устраивают театральные перфомансы.

 
Катя Чеботарёвабыла в лагере летом 2016
Особенно круто — это курсы. Каждый выбирает себе один и каждый день проходит его с остальными ребятами. На моем курсе мы химичили и проводили много опытов. Это было очень весело и интересно. Остальные назывались «Остаться в живых», «Патимейкер» и «Спорт». 

Самое крупное событие летней смены — Гранд Спектакль, к которому готовятся всю смену. Мы долго готовились к выступлению, и это действительно большой опыт: я научилась действовать в команде, подходить к делу со всеми силами и добиваться своей цели, в нашем случае — первого места. Сами делали костюмы, из оригами! Много репетировали и часто ночью оставались, и готовили все вместе иногда допоздна. Несмотря на усталость, было полезно и весело!

Вожатые

Хаглар интересен тем, что сам выращивает вожатых. О каждом вы можете прочитать здесь. Пройдя Школу Вожатского Мастерства, многие «старички» приезжают в лагерь уже не участниками, а организаторами.

 
Полина Пугачевавожатая
ШВМ дает много информации, полезной в будущем: 12 недель обучения, семинары, поездки в детские дома — это все есть в программе. Мне Школа Вожатского Мастерства дала важные навыки общения с детьми, с персоналом, и того, как вести себя в лагере. Я еду на одну из Крымских смен с несколькици четкими целями: хорошо провести смену, стать лучшей вожатой для детей, получить авторитет среди других вожатых.

Сложно выделить одну главную черту Хаглара: это и языковой лагерь (хотя полтора часа языка — маловато по меркам других лагерей), и морской, и местный, проходящий в Ленобласти, а еще «походно-палаточный». Однако оценить его стоит потому, что он прекрасно справляется с главными целями хорошего летнего лагеря: научить новому в комфортной атмосфере, помочь найти друзей, создать комфортную атмосферу, дать возможность весело провести время.

 
Катя Чеботарёвабыла в лагере летом 2016
Хаглар научил меня относится с пониманием и уважением к каждому, независимо от возраста. Он сделал меня старше морально, я научилась доверять людям, а общаться и находить друзей стало раз в пять легче! Я перестала стеснятся допускать ошибки, когда увидела, как более опытные ребята ошибались, и никто их не высмеивал и они не стыдились этого. Чувство уверенности в себе появлялось и при влиянии вожатых и некоторых девочек из старшего отряда.

Я возвращаюсь в Хаглар этим летом и с нетерпением жду уже отъезда в незабываемые три недели счастья!

Фото: Хаглар

Поделиться