Закончить школу — сложно. Решить, что делать дальше — еще сложнее. Как не растеряться и сделать правильный выбор? Максим Иванцов составил памятку о жизни после выпуска.

«Как выбрать, когда столько всего разного» и «Если я сейчас не поступлю, то жизнь насмарку», — я помню, как меня в 11 классе бросало в жар от этих мыслей. А всё от того, что школа не научила меня двум простым вещам: делать выбор и уметь изменить его, приспособившись к новым условиям. Это сейчас для меня принять решение – не проблема: самостоятельно найти себе занятие, которым хочу заниматься, получать от этого удовольствие. А тогда, после школы, казалось, что поступление — единственный шанс «выбиться в люди», а при множестве совершенно непонятных мне альтернатив шанс выбрать что-нибудь не то крайне велик.

Другой важный момент – недостаток информации обо всём меню опций и о тех последствиях, которые несёт за собой тот или иной выбор. Если бы я сейчас был абитуриентом, вот какую инструкцию для поступления я бы себе составил:

  • Заглянуть в Атлас профессий и, полистав его, подумать, кем я хочу быть и какие навыки приобрести.
  • Подумать, нужен ли мне вообще вуз? Не лучше ли учиться 5-10 важным для меня курсам у выбранных мной преподавателей, не получая в нагрузку четыре десятка ненужных предметов со слабыми преподавателями? Например, талантливым можно поступить в школу программирования 42 , в фотодепартамент или в школу спортивной журналистики Василия Уткина. Можно найти и другие курсы практически по любой специальности.
  • Если по моей специальности не устроится на работу без высшего образования (например, — врачом, учителем или юристом), то посмотреть хорошие вузы. Кстати, не обязательно учиться в России: перед вами открыты многие учебные заведения мира. Часто в них можно учиться совершенно бесплатно и даже получать стипендию или грант на обучение и проживание. В разных странах правила поступления для иностранных студентов разные, так что узнавайте. Не стесняйтесь спрашивать в консульствах, в самих университетах и у организаций-грантодателей о программах обучения: практически всегда вам вежливо ответят и подробно объяснят, чем та или иная организация может помочь с поступлением.
     
    Максим Зубокстудент Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана
    Я учусь в Мюнхенском университете Людвига-Максимилиана, на специальности политология/социология. В принципе, я учусь бесплатно. Только раз в семестр я плачу 150€ — это взнос за билет общественный транспорт и работу студенческой организации. Есть возможность получить грант от DAAD (Германской службы академических обменов) на обучение, есть много вариантов получить стипендии от немецких общественных организаций, но только после первого семестра. Главная проблема — нужно готовить много материала к занятиям: читать тексты, писать к ним эссе, делать доклады. И делать это в короткий промежуток времени. Плюс квартирный вопрос: общежитие получить достаточно сложно — нужно ждать около года, поэтому приходится снимать комнату на свои деньги.
  • Если взвесив «за» и «против», я решу учиться в Петербурге и буду выбирать наиболее подходящий мне вуз, то вот на что постараюсь обратить внимание:
  1. Какие студенты учатся в этом вузе? Дети чиновников, приезжие из разных регионов, хипстеры или те, кто не поступил ни в какое другое учебное заведение? Выбирая окружение, я выбираю для себя стиль жизни в дальнейшем, людей, с которыми буду дальше дружить и двигаться вместе, работая над совместными проектами, зачастую даже после вуза.
  2. Какая в вузе атмосфера? Конечно, надо найти подходящую для меня. Например, атмосфера университета МВД, где студентов привлекают к уборке территории и разным другим работам, мне явно не подходит. Как и атмосфера юрфака СПБГУ, где чрезмерная близость к власти оборачивается не самыми здоровыми отношениями в коллективе и строгими внутренними правилами. Скорее мне подойдёт атмосфера либеральной «Вышки» с минимальной дистанцией между учениками и преподавателями, большими свободами для студентов и уймой студенческих организаций: от работающего профсоюза до клуба дебатов и театральной студии.
  3. Какие в вузе преподаватели? Кем они работают за пределами вуза: адвокатами или прокурорами, на госслужбе или в бизнесе? Что они закончили? Академию государственной службы при Президенте РФ или Европейский университет? 
  • Вполне вероятная проблема: денег нет, а на бесплатное отделение в хороший вуз я не поступил. В плохой вуз я не пойду – это не учёба, а трата времени.  Есть несколько вариантов действий, чтобы найти деньги на обучение в хорошем заведении. Я в своё время перевёлся с платного на бесплатное отделение через два года после поступления: задался целью, в чём-то мне повезло, и перевод состоялся. Если же вы хотите учиться спокойно и гарантированно, а денег у вас нет, ваш вариант – кредит. Здесь есть плохая новость: с 2017 года Сбербанк временно приостановил образовательный кредит с государственной поддержкой. Впрочем, образовательный кредит у Сбера всё равно предоставляется на хороших условиях. А можно попробовать поискать кредиты в других банках.
  • Ну, и важно помнить: в современном мире мобильность – важное качество. Никогда не поздно уйти, сменить образовательный маршрут. Так что смело пробуйте, а когда надоест — пробуйте новое.

Абитуриентам также может быть интересно: Об истории и современных проблемах призывной армии.

Обложка: Абрамочкин Ю. Студенты, 1970-е.

Поделиться