Практически в каждом классе можно встретить жертву буллинга. Возможно вы сами были ею. Или обидчиком, который подбивал всех к бойкоту девочки с первой парты. Или же старались делать вид, что вас это не касается. Что такое буллинг, и почему дети бывают жестоки рассказывает Екатерина Кравцова.

Ване восемь лет, он очень застенчив и замкнут в себе. Его родители уже долго сомневаются, отдавать ли сына в школу или оставить на домашнем обучении. В конце концов, решив, что социализация очень важна, родители отдают мальчика в первый класс. Но с первого же дня одноклассники неприязненно относятся к Ване, они не любят его за скрытность и постоянное молчание. Спустя некоторое время сверстники начинают подкладывать кнопки на Ванин стул, пачкать его вещи, а некоторые учителя позволяют себе высмеивать Ваню при всем классе, если тот не может ответить от волнения или неумения выразить свою мысль. Через год Ваня начинает заикаться, еще спустя несколько лет у Вани появляется целый комплекс заболеваний на нервной почве. Школа призвана помогать ребенку реализовать себя в обществе сверстников и учить гуманному отношению к другим, но вместо ожидаемого добра и любви, здесь можно встретить унижение и оскорбление.

Буллинг

Или травля — очень распространенное явление в школах, особенно провинциальных. По данным института ЮНЕСКО, треть российских школьников становились жертвами травли. Прежде чем говорить о причинах этого явления важно отметить, что буллинг — не бытовая ссора между сверстниками, а длительное психологическое, иногда даже физическое давление на жертву. Феномен травли намного сложнее и опаснее, чем обычный конфликт. Норвежский психолог Дэн Олвеус подчеркивает различия между реальным буллингом и единичным конфликтом в своей книге «Буллинг в школе»: «Обычные конфликты возникают и разрешаются, проходят. В случае буллинга сохраняется постоянная враждебность, чаще всего по отношению к отдельному ребенку, — возникает длительный конфликт. Буллинг – это преднамеренное и коварное
(исполненное скрытой злобы) нападение на социальный статус и душевное здоровье человека, который выбран целью.» Таким образом, буллинг наносит мощный психологический удар жертве, поскольку продолжается длительное время и с определенной целью, а силы буллера и жертвы не равны, ведь обидчик заведомо сильнее. 

Телекинез (2013), реж. Кимберли Пирс

Причины буллинга

Дэн Олвеус открывает свою работу «Проблемы жертв буллинга в школе» историей о мальчике Джонни, который подвергался всевозможным унижениям. Автор пишет: «Когда мучителей Джонни опросили, они сказали, что унижали свою жертву, потому что это было забавно». Для буллеров травля — захватывающая игра. Животный инстинкт загнать жертву в угол и наиболее изощренным способом добить ее преобладает в некоторых людях над гуманностью и понятием неприкосновенности личности (таких Дэн Олвеус определяет как «typical bully»). Эта жажда игры и преследования порождает травлю: эмоционально сильнейший лидер выбирает жертву, а остальная часть коллектива тоже в той или иной мере участвует, ведь игнорирование травли — уже косвенное участие. Человек, способный активно защищать жертву, препятствовать издевательствам и унижению, редко встречается в обычном классе.

Говори (2004), реж. Джессика Шарзер

Говоря о психологической характеристике «typical bully», следует отметить властолюбие и удовольствие, которое испытывает человек, ощущая свою власть и превосходство над жертвой. Среди причин, которые формируют будущего буллера, Дэн Олвеус отмечает недостаток родительской любви и одиночество в детстве.

Психолог Сергей Ениколопов считает, что, изучая причины буллинга, особое внимание нужно уделить явлению деперсонализации. Этот термин достаточно расплывчат: деперсонализация может быть симптомом многих психических расстройств (шизофрении, панического и биполярного расстройства), а в редких случаях деперсонализация становится отдельным заболеванием — синдром дереализации. Но мы говорим не о психических заболеваниях, где необходима помощь врача, а о временном явлении: в процессе травли агрессор перестает понимать, что жертва — человек, и ему больно. Совесть, сострадание и жалость больше не сдерживают обидчика. Именно деперсонализацией объясняется травля чужаков, не таких как все: слишком умных, слишком глупых, слишком толстых и слишком худых. Буллер не воспринимает жертву как человека именно из-за того, что она слишком непохожа на него самого.

Класс (2007), реж. Ильмар Рааг

Буллинг в реальной жизни

Интернет полон историй о жестокой травле подростков сверстниками. Проект «Сноб» опубликовал на сайте рассказы детей о буллинге. Школьники занимают разные позиции: кто-то был жертвой, кто-то — инициатором травли, а кто-то — просто свидетелем. 

Над семнадцатилетней Анастасией жестоко издевались одноклассники — «элита класса». «Раз-два в неделю они меня приставляли к стенке гаража и соревновались — кто плевком попадет мне в лицо, в глаз», — говорит девушка. А семнадцатилетняя Катя сама издевалась над своими сверстниками, закончилось это тем, что очередную «новенькую» Катя своими стараниями довела до самоубийства. «Новенькие у нас проходят что-то вроде «проверки на крепкость»», — объясняет девушка.

Чучело (1983), реж. Ролан Быков

«Тем, кого унижали, и тем, кто прекрасны»

Четыре года назад ирландский поэт Шейн Койсзан написал поэму «По сей день». В ней автор рассказал пронзительную историю собственного выживания в классе и истории других людей, столкнувшихся с травлей в школе, которые пронесли оставшиеся шрамы через всю жизнь: «Ей было восемь лет, она только перешла в третий класс, когда одноклассники назвали ее уродливой. А в пятом классе они поставили на ее парту табличку: «Осторожно, собака!» И по сей день, хотя у нее есть любящий муж, она считает себя уродливой из-за родимого пятна почти на пол-лица. Дети в школе называли ее ошибкой природы, которую кто-то пытался стереть». Размышления о психологии школы Шейн Койсзан облекает в художественную форму: «И если ребенок ломается среди одноклассников, никто не выбирает слышать этого, как будто никакого звука нет, как будто это лишь посторонний шум». Поэму автор заканчивает горячей просьбой, почти убеждением: «И если ты не видишь ничего прекрасного в себе, возьми зеркало получше, посмотри на себя поближе, вглядывайся дольше!»

Шейн Койсзан также снял короткометражный мультфильм, где раскрывается сюжет его поэмы. С этим мультфильмом он выступил на TED в 2013 году.

Обложка статьи: кадр х/ф Повелитель мух (1963), реж. Питер Брук

Поделиться