Это так здорово: сесть на выходных и уехать на электричке в поход по давно забытым или неизведанным местам навстречу приключениям. Небольшой командой активистов Школьных проектов прошли тропой Хо Ши Мина, наткнулись на не пойми что и проводили лето на Ястребином озере.

Часть 1. Завод

«Чем заканчиваются обычно походы? Возвращением домой и осмыслением увиденного. Иногда ожидания и реальность пересекаются в самом неожиданном месте. Например, выходя из электрички ты ожидаешь сразу попасть в таинственный лес, а попадаешь на каменоломный завод. И в этот момент ты понимаешь, что выпал из реальности. Карьеры, пыль, огромные машины и таблички с предупреждениями повсюду. Прохождение такого участка вызывает неприятный диссонанс. Говорят, что экологи сильно против против разработки карьеров, потому как разрушаются скальники. Но так ли это на самом деле — мне неведомо».
Лариса

«Пройдя около пятисот метров по железной дороге, в тумане я увидел горы щебня и огромные заводские сооружения. Это дробильно-сортировочный завод. Первое, что удивило, — это открытый доступ на территорию. То есть можно подойти и рассмотреть эти прекрасные индустриальные штуковины. Вот из большого конвеера сыпется щебень, вот бульдозер сдвигает его в огромные горы, а вот махина-Белаз привез камни из карьера. Вокруг был белый туман и серая щебенка – невероятная красота. Было очень здорово залезть на одну из «гор» и посмотреть на всю эту песочницу с высоты, попрыгать по мягкой щебенке, побродить по Саракшу, одним словом».
Егор

Часть 2. Свернули не туда

«Свернули не туда. И именно там, куда нам не надо было, как раз много интересного. Заброшенные постройки, не пойми для чего. Железные ангары, когда-то служившие человеку, старые газеты, 1993 года, ровесницы нового Российского государства. А что печатали в этих газетах, уму непостижимо! Одни карикатуры чего стоят. Зато грибов полно… до конечного пункта маршрута (озеро Ястребиное) было ещё около 8 км».
Лариса

«Я решил сократить путь, и мы опять свернули не туда… Зато сколько классных идей для уроков в одном месте! Можно, например, читать газетные статьи разных годов и догадываться, какого года та или иная газета. Можно пытаться вычислить, сколько ещё может простоять пакет молока и не облезть (мы нашли пакет, стоявший в одной из землянок, видимо, с начала 90-ых). Можно вообще попытаться разобраться, куда мы пришли. Версию про линию Маннергейма отмели тут же. Егор доказывал, что это — недостроенный бункер сумасшедшего миллионера, в котором он планировал встретить конец света. Я же считал, что сооружение — детище пограничников непонятного назначения. Пока рабочая версия — что мы посетили испытательный полигон завода Электросила. Егор на google maps нарвался на такую инфу. Но я в неё не очень верю. Зачем на испытательном полигоне столько землянок?»
Максим

«Поворот не туда я считаю лучшим моментом в походе, отчасти и оттого, что я не ожидала это увидеть. Получила удовольствие рассматривать, как заброшенные здания «сливались» с природой. Например, как ветки ближе растущего дерева разрастались и обвивали бывшую будку охранника (по предположению), как в замочной скважине одного из сооружений прорастали растения. Также было интересно рассматривать и внутренние интерьеры, и особенно найти газету «Известия», датированную 1993 г., упаковку из под молока, с надписью «сделано в СССР»».

Часть 3. Тропа

«Мы шли по железке, через большой завод по переработке камня, а потом пытались понять, как спуститься с большого карьера в лес. Напоролись на странное место, похожее на что-то из романов Стругацких. Максим сказал: «Мы повернули не туда… несколько раз». Я сразу вспомнила фильм «Поворот не туда» (это ужастик). А потом, когда мы выправили маршрут, оказалось, что надо идти через торчащие из земли корни, грязь, поваленные деревья и слишком часто двигаться вверх-вниз. При этом у всех за спинами были еще тяжелые рюкзаки. В какой-то момент мы с Ларисой поняли, что трое наших попутчиков ушли сильно вперед. Мы их так больше и не встретили… Лариса впервые шла этой тропой, а я вообще впервые была в походе. Но мы смогли пройти 19 км и выйти к табличке «Озеро Ястребиное».
Марина

«В общем, я увлеклась смотря по сторонам, в какой-то момент, мы с ребятами стали делать меньше остановок для отдыха, сильно оторвались от остальных (мы пытались составить им стрелочки из палок, в нужном направлении, ждали и надеялись, что они к нам придут). И к сожалению, мы больше в походе с ними так и не встретились, я переживала из-за этого».
Даша

«Тропа крутая. Я предпочитаю верить, что её протоптали походники-шестидесятники, чтобы не попасться пограничникам. Ястребиное находилось раньше в пограничной зоне, и в неё пускали разве что немногочисленных жителей приграничных с Финляндией территорий. Чтобы не идти по дороге и не нарваться на пограничников, туристы и протоптали эту тропу. Назвали — в честь популярной в то время тропы через территорию Лаоса и Камбоджи, по которой коммунистический северный Вьетнам перебрасывал войска и продовольствие в помощь повстанцам, боровшимся против южного Вьетнама. Здесь надо проползать под поваленными деревьями, переправляться по деревяшкам через ручьи. Клёво устроить бег с препятствиями наперегонки по тропе».
Максим

«У борта карьера на палках висят ботинки – знак того, что здесь начинается тропа. Я лично очень обрадовался, когда наконец нашли ее. Первое препятствие на тропе – болотце, которое нужно было преодолеть по бревнам. Появилось ощущение, что впереди будет много препятствий, но это подогрело интерес. Но вскоре понял, что все намного легче, чем я представлял: из препятствий лишь корни деревьев, через которые нужно перешагивать. Путь лежал через загадочный лес, полный огромных грибов, особенно запомнились мухоморы. Впечатлили большие гранитные глыбы, выходящие на поверхность и непонятно откуда взявшийся в лесу бетонный фундамент».
Егор

Часть 4. Озеро

«Там вокруг скалы, и мы поняли, что мы не знаем, куда двигаться дальше и где ребятки. И интернет, и телефонная связь пропали. Мы немного походили вокруг, но так их и не нашли.
Я сказала Ларисе, что если вдруг сейчас придут убийцы, я даже сопротивляться не буду. И уже в сумерках мы увидели, что на нас идет мужчина с включенной бензопилой… А с другой стороны выскочил мужик с топором и собакой. Лариса сказала: «Вот, рядом с ними мы и поставим палатку, чтобы было безопаснее». Да, логика – не наш конёк, наш конёк – горбунок 🙂 Важный момент: у нас не было ни еды, ни воды (всё это было в рюкзаках у других). Уже в полутьме Лариса поставила нам палатку. А я стояла и курила, глядя на всё это, и вспоминала слова Ларисы пару дней назад: «Давай пойдем в поход с ребятами, будет очень интересно и красиво».
Марина

«Решили стать на самом верху — на самой высокой скале. В туманный закат пошли в последний раз в этом году купаться. 50 метров вниз — и ты на диком, окружённом скалами пляжике, словно в Симеизе. Потом покричали Ларисе с Мариной. Как и думали, они потерялись. Наверное, их ждёт незабываемый вечер без еды, воды вдвоём в темноте. Сложными ситуациями и славен поход. Даже завидую девчонкам — у них приключения, а у нас просто приятный вечер на вершине большой скалы. Понятно, что мы не пойдём на Клюквенное озеро к подвесному мосту. По точно такому же ещё недавно бегали на Алтае наперегонки в Белом Бооме и я оказался самый медленный, то есть самый трусливый. После Вовы, конечно. Он решил быть судьёй и вообще не бегал».

Часть 5. Электричка

«Голодные и без воды мы легли спать. А утром отправились в обратный путь. Где-то через 3-4 км мы увидели в лесу канистру из-под воды, в которой оставалось где-то около литра воды. Недолго думая, мы забрали ее с собой, что хоть немного облегчило нам дорогу. По пути мы еще грибов собрали! А придя на станцию, мы увидели, что стоит электричка на Петербург. Лариса предложила отправиться на ней, не дожидаясь наших попутчиков. Я согласилась. Оставалось несколько минут до отправления электрички, но я успела сбегать в магазин и купить нам воды. Уже в электрички я смеялась над всем произошедшем, понимая, что более крутого похода я бы и не могла представить. Ибо без еды, без воды, в каком-то непонятном лесу мы смогли выжить и выбраться оттуда, еще и грибов собрали!Мы мега крутые, по-моему!
Ну и да, скорее всего, это был не только мой первый поход, но и последний :)»
Марина

«Дорога к электричке была замечательной. Мы преодолели её за рекордно короткое время, гораздо быстрее, чем когда шли туда с Ларисой и с Мариной. Даже успели по пути повеселиться и побегать. В электричке я следила за проезжающими пейзажами, играла в карты, пыталась представить, как ребята провели ночь без воды и еды, и что могло бы быть по другому. В карты, кстати, я проигралась. Играли на желание, и я теперь должна для всех участников похода провести урок рисования. Будем создавать картины в технике эбру. Я все равно получила огромное удовольствие и рада, что этот поход состоялся».
Даша

Чтобы попасть на Большие скалы на озере Ястребином, надо доехать до станции Кузнечное, а потом долго идти мимо завода и по тропе. Стоимость электрички — 399 рублей в один конец. Обратите внимание, что в Кузнечное едут как скоростные электрички (идут два с небольшим часа от Финляндского), так и обычные (в пути 3 с половиной часа). На станции есть два ларька. Самое необходимое можно купить в них, а более необычные продукты стоит взять из дома.