Первого июня на экраны кинотеатров страны вышла новая лента Андрея Звягинцева, главного представителя России в мировом кино. Фильм, завоевавший в Каннах Приз Жюри, рассказывает о побеге двенадцатилетнего мальчика Алеши из семьи, в которой он не нужен ни матери, ни отцу. Посмотрев фильм, я понял, что он совсем не про пропажу ребенка, а о жизни без любви в современной России. Зрители, желавшие увидеть в фильме чуть больше драмы о правах ребенка (такие были, я гарантирую это) могли разочароваться. Для обманутых ожиданиями я решил исправить положение и представить свой список фильмов о правах ребенка.

Крамер против Крамера

От погрязшего в работе Теда уходит жена и оставляет на его голову шестилетнего Билли. Тед пытается быть для сына хорошим отцом. Проходит полтора года и жена возвращается, заявляя свои права на ребенка. Начинается борьба за опекунство над Билли.

Драма Роберта Бентона в свое время получила множество положительных отзывов за точное и правдоподобное отражение проблемы бракоразводного процесса в жизни ребенка.

Фильм, наверное, больше всех из этого списка перекликается с картиной Звягинцева (если с ней вообще можно перекликаться). Родители Алеши не заинтересованы в нем, у Крамеров же обратная ситуация. Думая, что каждый из родителей лучше осведомлен, что же все-таки нужно Билли, они просто-напросто забыли спросить его самого. Да и фильм Звягинцева, по традиции, тяготеет к политическому памфлету, в то время, как «Крамер» полностью отдает себя жанру семейной драмы. Да, кино можно обвинить в манипулятивности, но за счет своих положительных качеств, оно до сих пор остается лучшим фильмом о бракоразводном процессе. Ну, а к финалу лучше заранее запастись салфетками. 

Как фильм связан с правами ребенка:«Крамер против Крамера» лучше всех показывает, что развод является камнем преткновения для принципов, установленных Декларацией прав ребенка.

Убить пересмешника

Аттикус Финч, адвокат из Алабамы, берется за трудное дело по защите чернокожего мужчины, обвиняемого в изнасиловании белой женщины. Мы наблюдаем за борьбой Финча с расовыми предрассудками и предубеждениями провинциального общества через призму восприятия шестилетней дочери Финча.

Экранизация воспитательного романа Харпер Ли – главная классика нашего списка. Два основных достоинства: Грегори Пек, играющий одну из важнейших ролей в своей карьере, и подход к адаптации. Фильм Роберта Миллигана – пример идеального переноса литературного источника на язык кино. «Пересмешник» — лучший способ поговорить с детьми об справедливости, ответственности и гражданственности в условиях расового и социального неравенства.

Как фильм связан с правами ребенка: «Пересмешник» показательно иллюстрирует приоритетность права на развитие личных суждений и сознание социальной, а так же моральной ответственности.

Комната

Девушка Джой была похищена насильником Ником в подростковом возрасте и заточена в небольшой комнате со своим сыном Джеком, который ни разу не видел мира за ее пределами.

В 2015 году, этот фильм затерялся среди рева мотора постапокалиптического боевика Джорджа Миллера, Мэтта Дэймона, капающего картошку, и долгожданной статуэтки для ДиКаприо, но все же смог завоевать Оскар за главную (и выдающуюся!) женскую роль и постепенно стал забываться публикой.
Между тем, “Комната” — великолепное драматическое произведение. Ирландец Ленни Абрахамсон снял по настоящему живой, острый и очень точный фильм о свободе воли и социальной адаптации. Не хочется спойлерить сюжет, но его деление на две четкие половины позволили Абрахамсону добиться идеального баланса между подобием жуткого герметичного триллера и семейной драмы. Ну и в «Комнате», пожалуй, лучшая детская актерская работа, которую я видел. Джейкоб Трамбле заслужил статуэтку ничуть не меньше своей экранной мамы Ларсон, что уж говорить про спящего в лошади ДиКаприо.

Как фильм связан с правами ребёнка: отражает важность наличия возможностей и благоприятных условий для развития ребенка и его социальной адаптации.

Лабиринт фавна

1944 год, Испания. Отряды противников режима Франко сражаются с правительственными войсками в лесах страны. Офелия с беременной матерью отправляется в военный лагерь отчима, высокомерного и жестокого патриота режима. Увлеченная сказочными историями, девочка обнаруживает заброшенный лабиринт рядом с новым домом. Там Офелия встречает мифическое существо, хозяина лабиринта, Фавна. Грань между реальностью и фантазией начинает стираться.

Мексиканец дель Торо, который потратил на создание фильма 2 года и большинство собственных денег смог создать фильм невероятной красоты и наполнить его огромным количеством визуальных метафор, подтекстов и скрытых деталей. Дель Торо превратил фэнтезийный мир, населяющий лабиринт, в площадку для выражения своих политических идей. К несчастью для всех нас, его выводы печальны. Наш мир постепенно тонет в жестокости и насилии, в тотальном недопонимании и пренебрежении друг другом. Все, что остается сделать – забыться, отправится в далекую сказочную страну и обрести бессмертие. Ну, или попытаться бороться в реальном мире – что тоже, в общем-то, достойно.

Как фильм связан с правами ребенка: «Лабиринт фавна» доходчиво рассказывает о пагубном влиянии диктаторских режимов на права ребёнка.

Королевство полной луны

60-е годы. Тихий островок в Новой Англии. Двое подростков – бойскаут Сэм и дочка четы юристов Сьюзи – сбегают из-под присмотра ненавистных им взрослых. Родители Сьюзи, отряд бойскаутов и местный полицейский отправляются на их поиски.

Поэтичная история главного американского сказочника Уэса Андерсона первую половину хронометража прикидывается невинной зарисовкой о первой любви. На самом деле – и это осознание приходит в конце – фильм Андерсона приговор взрослению. Герои Нортона, Уиллиса и Мюррея – поголовные неудачники. Работник социальной службы (очередное волшебное перевоплощение Тильды Суинтон) – просто не очень приятный человек. Все персонажи смирились, приняли свои недостатки и отстранились от окружающих проблем, а протест Сэма и Сьюзи выглядит попыткой сбежать от неизбежного. Пройдет два года, Лето Любви окончится, впереди Америку ждет Вьетнам, Уотергейт и очередной экономический кризис. Таким образом, любительская постановка оперы Бриттена будет вспоминаться с особенной теплотой.

Как фильм связан с правами ребенка: Андерсон, как никто другой, показывает важность наличия в жизни счастливого и полноценного детства. Ну и ещё здесь замечательно отражена работа органов опеки.

Алиса здесь больше не живет

Алиса, оставшись без мужа и средств к существованию, зато с маленьким сыном, переезжает в другой город в надежде начать новую жизнь.

Алиса — драмеди о женщине, попавшей в трудную жизненную ситуацию. Крепкий сценарий, отличные диалоги, произносимые прекрасными актёрами и, конечно, сильная режиссура Скорсезе, которая удерживает зрителя у экрана на протяжении всего хронометража. Плюс, приятно смотреть, как режиссёр, который славится жестокими гангстерскими драмами, с таким блеском работает с материалом лёгким и воздушным.

Как фильм связан с правами ребенка:  «Алиса здесь больше не живет» является хорошим напоминанием о том, что важно не забывать ставить во главу угла интересы ребенка, даже в трудных для жизни условиях.

Невидимые дети

Вариант для наших самых ленивых читателей. Фильм-альманах, который можно воспринимать как обобщенный конспект всех вышеперечисленных фильмов.

7 новелл — 7 режиссеров. Ридли Скотт, Спайк Ли, Эмир Кустурица, Джон Ву и другие представляют фильм о жизни детей в различных уголках планеты. Разные национальности, разные социальные классы. Каждая история – самодостаточна и цельна. Отравленные войной просторы Уганды, трущобы Сан-Паулу, цыганская тюрьма – широкий выбор экзотических локаций.

В новеллах свое отражение нашли проблемы СПИДа, бедности, взросления, расовой дискриминации и войны. Для искушенных киноманов приятным челленджем будет попытаться самим угадать, какой режиссер снял какую новеллу. Челлендж можно продолжить, посмотрев следом другой замечательный альманах — «У каждого свое кино».

Как фильм связан с правами ребенка: «Невидимые дети» — это часть программы всемирного проекта ЮНИСЕФ и Международной продуктовой программы ООН, все доходы от фильма были направлены в фонд помощи нуждающимся детям. Каждый из 7 эпизодов фильма затрагивает проблемы прав ребенка в разных уголках света.

Поделиться